Ради роста бюджетных ассигнований руководство Пентагона готово на многое, включая "взлом дверей" гиперзвукового оружия. И все же за этими дверями начинается реальность, в которой американские гиперзвуковые ракеты практически не летают
Министр ВВС США Фрэнк Кендалл 27 апреля заявил конгрессменам, что решение о покупке гиперзвуковых ракет воздушного базирования ARRW состоится после завершения работы с прототипами.
Интригующее и пафосное заявление ВВС США о "взломе дверей гиперзвукового оружия" (то есть о технологическом прорыве) сделано через несколько недель после официального объявления программы AGM-183A ARRW закрытой.
Очевидное противоречие можно объяснить только безмерной любовью Пентагона и предприятий ВПК к большим деньгам, поступление которых зависит от решений Конгресса США, а не от хода испытаний.
Известно, что борьба Пентагона с инопланетянами и гиперзвуковым барьером ежегодно требует миллиардов долларов, хотя заметных результатов титанической работы нет. Дорогостоящие испытания прототипа ракеты AGM-183A ARRW воздушного базирования будут продолжены, чтобы "помочь будущим гиперзвуковым программам".
Параллельно и аналогично развивается проект HACM (контракт с Raytheon Technologies на 985 миллионов долларов).
США одновременно разрабатывают едва ли не дюжину гиперзвуковых программ — Пентагон запрашивает на гиперзвуковые исследования в 2024 году 11 миллиардов долларов. И все же количество не переходит в качество.
Проектные характеристики изделий ARRW (Air-launched Rapid Response Weapon — гиперзвуковой планирующий аппарат, устанавливаемый на ракету, стартующую с бомбардировщика) и HACM (Hypersonic Attack Cruise Missile — крылатая ракета с прямоточным воздушно-реактивным двигателем, которую могут нести истребители) предусматривают маневренный полет на скорости до семи махов, дальностью тысяча и 500 километров соответственно.
Отдельные испытания ранее позволили макетам "дотянуться" до нижней границы гиперзвука — пять махов, однако управляемость и дальность полета изделий остались "за кадром".
Развитие ARRW было трудным, сопровождалось серией неудач. Проект HACM американцам кажется более предпочтительным, поскольку способен "интегрироваться с большим количеством платформ", и все же сроки готовности неоднократно переносились.
До устойчивого и управляемого гиперзвукового полета двум наиболее продвинутым макетам изделий ARRW и HACM еще далеко. До российских серийных изделий "Кинжал" или "Циркон" второго поколения (десять махов) — еще дальше.
Напомню, войска РФ успешно применяют гиперзвуковые ракеты в зоне СВО на Украине.
Длинная полоса неудач
Ранее ВВС США запрашивали у Конгресса 161 миллион долларов, чтобы купить первые 12 ракет ARRW в 2022 финансовом году. Затем Пентагон планировал закупить первую гиперзвуковую ракету воздушного базирования за 46,6 миллиона долларов в 2023 году.
Но невозможно приобрести то, чего нет.
Факты — упрямая вещь, и они доказывают: развитие высоких технологий в США напрямую с финансированием не связано. Можно быстро напечатать (и поделить) миллиарды долларов, но преодолеть гиперзвуковой барьер они не помогут.
Неслучайно министр ВВС США Фрэнк Кендалл скептически относится к гиперзвуковому оружию — считает, что "исключительной" Америке неразумно с финансовой и стратегической точек зрения соперничать с Россией и Китаем, которые давно имеют на вооружении гиперзвуковые ракетные комплексы.
Американская корпорация Lockheed Martin разрабатывает гиперзвуковые технологии около 60 лет, и лучший результат был достигнут в январе 2023 года, когда макет HAWC стартовал с бомбардировщика B-52 и преодолел более 550 километров на высоте 18 километров (то есть в стратосфере) на скорости в пять махов — около 6100 километров в час.
При этом попадание ракеты (макета) в цель не афишировалось. Серийное производство такой продукции преждевременно, бессмысленно и бесполезно.
Впереди еще годы работы. И все же отсутствие гиперзвукового оружия не мешает ВМС США и корпорации Lockheed Martin "интегрировать" несуществующую ракетную систему на высокоаварийный эсминец-невидимку класса DDG-1000 Zumwalt.
ВМС США и военная судостроительная компания Ingalls Shipbuilding в январе подписали контракт на 10,5 миллиарда долларов по модернизации стелс-эсминца Zumwalt и эсминца USS Michael Monsoor (DDG-1001) с целью размещения на них по 12 гиперзвуковых ракет с неядерными боеголовками.
В Пентагоне считают, что гиперзвук неизбежно покорится американцами к 2025 году, вопреки системным проблемам и значительному технологическому отставанию от мировых лидеров — РФ и КНР.
Заранее определена цена — серийные гиперзвуковые ракеты разных модификаций обойдутся налогоплательщикам США по 18—41 миллиону долларов за штуку. Отдельные гиперзвуковые программы будут стоить от 15 до 18 миллиардов долларов, с учетом серийного выпуска 300 ракет каждой модификации.
Лишь в интересах Сухопутных войск и ВВС, без учета закупок гиперзвуковых ракет для ВМС, Пентагон с 2019 года потратил на гиперзвуковые разработки более восьми миллиардов долларов и планирует израсходовать еще 13 миллиардов долларов в рамках оборонного плана на 2023—2027 финансовые годы.
Поразительная щедрость Конгресса выглядит тем более странно, что американскому гиперзвуку остро не хватает интеграции новых технологий, производственных мощностей, талантливых ученых.
Отсутствуют даже конкретные (комплексные) планы испытаний гиперзвуковых изделий в простых и сложных условиях (противодействия зенитных ракетных комплексов противника).
Очевидно, круговорот денежных потоков в Вашингтоне важнее национальной безопасности и реального научно-технологического прорыва в области вооружений.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Подписывайтесь на канал военного обозревателя Александра Хроленко в Telegram.