Наверное, каждый из нас замечал, что после общения с унылым или счастливым/весёлым человеком, можно испытывать схожее состояние? Оказывается, есть термин, описывающий данный феномен, – эмоциональное заражение (emotional contagion). Под ним понимается несознательный неконтролируемый процесс передачи эмоций от одного человека другому.
Считалось, что подобное может происходить только при прямом контакте людей с помощью вербального общения. В 2014 г. в был проведён эксперимент, целью которого было выяснить, происходит ли эмоциональное заражение вне личного взаимодействия. Его суть была в следующем: группе пользователей «Facebook» уменьшали количество эмоционального контента в новостной ленте и смотрели на их реакцию. Выяснилось, что при меньшем количестве позитивных выражений, люди создавали меньше позитивных записей и больше негативных. Когда число негативных выражений было сокращено, наблюдалась противоположная картина.
Данный результат свидетельствует о том, что то эмоции, выражаемые другими людьми в «Facebook», влияют на наши собственные эмоции, что является доказательством массового эмоционального заражения через соц. сети. В дополнение, данный эксперимент также указывает на то, что личное взаимодействие и невербальные сигналы не являются необходимыми для эмоционального заражения.
В контексте ведения информационной войны/противоборства это подтверждает тезис о том, что создание определённого психического состояния у человека возможно посредсвом непрямого информационного воздействия на него. Т.е. достаточно окружить объекта информацией с определённым уклоном, чтобы вызвать у него отторжение действительности или сформировать негативное отношение к чему-либо.
Добавим, что усугубит ситуацию нахождение объекта в "эхо-камере". Другими словами, в таком состоянии, когда он потребляют информацию из источников, которые преподносят её с одинаковых позиций.
На практике всё это выглядит следующим образом. Мы создаём сеть "независимых" СМИ, блогеров, лидеров общественных мнений. Их задача окутать, погрузить в свою повестку объект воздействия, население страны "N". При этом необязательно в лоб говорить о том, какая страна "N" плохая. Достаточно перманентно освещать различные сферы жизнедеятельности, факты исключительно с негативной стороны. Результатом такой работы должнен стать рост не просто противников действующего политического режима в государстве "N", но и критически относящихся к самой этой стране, как историческому образованию.