У предпринимателя Сергея Ивановича Мальцева было все. Близость ко двору императора, земельное владение и собственная сеть заводов, на которых трудилось более ста тысяч человек.
Заводские угодья Мальцева занимали часть нынешних Калужской, Орловской и Смоленской областей и представляли собой нечто вроде «государства в государстве» —рабочие мальцевских предприятиях получали отпечатанные его канцелярией банкноты, дававшие право отовариваться в местных магазинах. Товары для магазинов производились на его же земле. За порядком следила своя полицейская служба. Для управления огромной территорией Мальцев пользовался первым частным телеграфом. Несмотря на то, что связь тогда являлась прерогативой государства, предприниматель не стал добиваться разрешения, и просто проложил телеграфные линии за свой счет. Вскоре к телеграфу добавилась и телефонная линия.
В 1877 году Мальцеву в голову приходит дерзкая идея — его небольшому государству не хватает собственной железной дороги! На его предприятиях для нужд Российской империи уже производятся и паровозы, и вагоны, и рельсы. Так почему бы на своей земле не проложить для них колею? Сказано — сделано. Работы начались в мае 1877 года, а к ноябрю того же года по первому участку узкоколейки от Брянска до Людинова пошли поезда.
С годами дорога все больше разрасталась и достраивалась. Стройка вышла достаточно экономной, потому что все необходимое уже производилось на мальцевских заводах, да и людей со стороны нанимать не требовалось — на стройке были заняты и жители окрестных деревень, и даже сам Мальцев со своим окружением. Машинистов сначала приглашали из других городов, но со временем местные жители освоили науку управления поездом. Очень быстро первая частная железная дорога окупилась и стала приносить доход.
Предприниматель стал мечтать о том, чтобы подобные дороги покрыли всю Россию. Но ряд экономических неудач на заводах здорово подкосил и финансовое, и физическое состояние Мальцева. Оставив свое «государство в государстве», он переехал в Крым, а в 1893 году скончался.
Наша группа в ВК, где еще много интересного, наш Ютуб-канал. Подпишитесь!