Найти тему
Свободная школа

Травля в классе - сложный разговор. Гл. 76. Выиграем ли мы этот бой?

Итак, наша учительница географии Марина Михайловна решила написать жалобу директору всего нашего комплекса, состоящего из нескольких школ и детских садов, на нашу местную директрису Розу Ильиничну. Не знаю, как эта должность сейчас называется, но все эти годы до этого странного новшества Роза Ильинична была директором нашей школы и возглавляла эту школу всегда: и когда моя дочь пришла сюда в первый раз, и на протяжении многих-многих лет. Другого директора в нашу бытность здесь не было. Таким образом, Роза Ильинична стала директором школы раньше, чем мы там появились. И собиралась быть директором после того, когда моя дочь окончит школу.

Под руководством Розы Ильиничны проходили поколения учеников с 1-го по 11-й класс. Как и в каждой школе, здесь была своя обстановка и свои традиции. Нельзя сказать, что все они ученикам нравились, но было и то, что радовало детей. Например, школьные праздники. Когда в школе праздновали какой-то день, например, День учителя или Восьмое марта, то занятия заканчивались рано - после четвёртого урока. А потом дети шли в актовый зал. Тех же учеников, которые готовились выступать на сцене, освобождали уже после третьего урока, и они шли в зал на генеральную репетицию. Девочки начальных классов в эти дни могли приходить в школу сразу в нарядных платьях, потому что после уроков было чаепитие.

Школьные праздники нравились и детям, и взрослым. А когда школы соединили в один комплекс, то директора перестали быть директорами и их многолетние и любимые всеми традиции были запрещены. После того, как комплекс из школ и детских садов возглавила относительно молодая активистка Глухоманцева К.К., она запретила сокращать количество уроков в праздничные дни. Устраивать праздники разрешалось только после шестого урока. В результате, дети уставали и не было такой радости от концертов. Многие ребята уходили домой. Ведь одно дело, когда концертом заменяют уроки - тогда все с радостью бегут в зал, а другое дело - оставаться в школе в своё свободное время, пропускать кружки, не иметь возможности пообедать. Так что счастье от праздников пропало, и всё меньше дети хотели участвовать в концерте.

И вот обиженная Марина Михайловна решила пожаловаться на уже старенькую Розу Ильиничну молодой активистке Глухоманцевой К.К., директору комплекса. Меня, честно говоря, это тревожило. Мне казалось, что Марина Михайловна идёт неправильным путём. Нельзя что-то делать, пока нервы не успокоились. Я бы предложила ей другой путь решения проблемы. Я хотела пойти к Розе Ильиничне и поговорить с ней лично. Ведь, с её точки зрения, это я пострадала, поскольку Марина Михайловна бросила нас на олимпиаде. (Вообще, какая чушь! Проблема выеденного яйца не стоит!) И Роза Ильинична, боясь очередной жалобы от меня, набросилась на Марину Михайловну и лишила её дополнительных денег. И поэтому мне нужно было прийти к Розе Ильиничне по какому-нибудь поводу и, как бы случайно, подробно рассказать, какой хороший учитель Марина Михайловна, и, если надо, даже написать хороший отзыв. Красноречие у меня в порядке, и я могу сделать много комплиментов. К тому же, эти комплименты будут основываться не на чувствах, как это бывает у экзальтированных женщин, а на основе фактов, которые можно проверить.

Я пыталась объяснить Марине Михайловне, что администрации всегда приятно, когда их работников хвалят. Собственно, как и родителям всегда приятно, когда учителя хвалят их детей. Даже самым строгим родителям. Даже тем родителям, которые говорят учителю: "Вы моего балбеса побольше ругайте!" Они всё равно рады, когда хвалят их ребёнка. Потому что похвала ребёнка - это похвала родителя. Значит, родитель хорошо его воспитал! С директором школы - та же самая ситуация. Если родители хвалят учителей этой школы, значит они косвенно хвалят директора. Это он собрал такой коллектив, это он научил! Комплименты - это сильный приём. Директор не сможет возразить. Ему придётся согласиться. Представляю директора, к которому пришли родители, чтобы похвалить учителя и выразить ему благодарность, а директор говорит: "Я с вами категорически не согласен! Этот учитель плохой! И не надо его хвалить!"

Всё это я старалась объяснить Марине Михайловне по телефону. Она радовалась, конечно, что я к ней хорошо отношусь, но своё решение не меняла. Она хотела жаловаться на Розу Ильиничну. Я говорила, что если я положительно настрою Розу Ильиничну, то она в следующие месяцы начислит ей эти деньги. Но она была сильно обижена.

Меня, честно говоря, пугала эта ситуация. Человек, который находится во взвинченном состоянии, думает, что только он будет нападать на обидчика, писать на него жалобы, а тот будет оправдываться и бояться. Но не тут-то было! Обидчик будет обороняться всеми своими способами, привлекать все свои ресурсы. А этих способов и ресурсов у Розы Ильиничны намного больше, чем у нас, и психологические манипуляции Роза Ильинична знает намного лучше, чем мы. Иначе бы она не сидела столько лет на этом месте. Это родителям школьников легко: не понравился директор, не понравилась школа - они могут хоть сегодня перевести ребёнка в другую школу. А вот сотруднику будет намного тяжелее. Ведь директора школ хорошо знают друг друга. Поэтому директору одной школы ничего не стоит позвонить директору другой школы и рассказать что-то плохое о своём бывшем сотруднике. Так что надо быть осторожнее. Либо настраиваться менять профессию.

Ох, не хотела бы я, чтобы Марина Михайловна ушла! Совсем не хотела! Она хороший географ!

Продолжение: