Найти тему
Катехизис и Катарсис

«Пьян в травы» и другое



Великий и могучий русский язык. Убеждаешься в этом каждый раз, особенно, когда читаешь старинные документы. Сколько смыслов, эмоций и значений в словах. Это ощущается на каком-то бессознательном, интуитивном уровне. Немного примеров.

Без задней мысли, и ни на что, не намекая начнём с тюрем. Из тюрьмы могут выпустить, могут освободить, а могут и выкинуть. Причем выкинуть равно освобождению.: «вели, государь, меня из заключенья ис тюрьмы вон выкинуть и дати на поруку». А ведь для сидельца куда актуальней «выкинуть», чем освободить. В тюрьму еще и сажают, а могут и «метнуть»: «смотря по вине, бить батоги и метать на время в тюрьму». Возможно, блатное «замели фраера» идет с того времени.

Описание словесного скандала в обычной челобитной: «Тимоха Ивана Ратаева лаял всякою неподобною лаею матерно». «Лаял всякою лаею». Поэты и писатели, берите на вооружение. Это выражение про «лай» встречается очень часто в документах.

А вот последствия чрезмерного употребления горячительных напитков: «многие люди озлыдали и одолжали». Здесь озлыдали не в смысле озлобились, а в смысле обнищали. Хотя, нищета и злость идут рука об руку. Сейчас говорят, пьяный в стельку, в зюзю или в одно заднее место. Тогда, писали более поэтично, «пьяный в травы»: «туто на Покровской улице взяли на проходе пьянаго в травы решеточные прикащики». А что, вполне нормально, напился и в травы.

А вот лаконичное описание побега крестьянина: «и в ночи де из села Введенскаго сбрел безвестно». «Сбрел безвестно» коротко и ясно. Почти так же говорили и о сумасшедшем: «с ума сбрел».

Князь Волкронский жил с женой «мучая живот свой». « Мучили живо свой» не только в браке, но и сидя в осаде, находясь в плену, неся царскую службу, тем самым подчеркивая верность государю. Слово живот имело значение несколько иное, чем сейчас. Это не было частью туловища, а обозначало жизнь в широком понимании смысла.

Другой смысл имело слово рухлядь. Сейчас это старая, никому ненужная вещь. Тогда рухлядью называли движимое имущество, и она представляла собой ценность: «дворишка его на Москве в Черторьи сгорел со всеми животами, запасами и рухлядью».

Мужество в бою отмечали просто: «бился явственно». Явственно это не яростно, а явно, то есть мужество и смелость в бою не вызывала ни у кого сомнений. Победы в сражениях происходили не по причине храбрости воинов и хитроумных планов, а «по воле Божьей и царским счастьем». Интересно то, что «воля Божья и царское счастья» шли рука об руку.

Очень интересный оборот из духовной грамоты Семена Гордого: «А пишу вамъ се слово того деля, чтобы не перестала память родителий нашихъ и наша, и свеча бы не угасла» Горящая свеча и память. Целый ряд ассоциаций с сегодняшним днем. Победа, вечный огонь, ничто не забыто, никто не забыт.

Цитата из «местнических разборок»: А что Василей Брехов [...] меня [...] и мать мою бесчестит всяким непристойным дурном, чем меня воровскою своею затейкою бесчестил такой же плут, дьяк Василей Ушаков». «Непристойным дурном» и «воровской затейкой», лучше и не скажешь.

А теперь о кабаках. Нелегальные питейные заведения назывались «косыми». Почти как сейчас, только сейчас они стали «левыми». «Нелицензированное» питие именовалось как безъявочное: «курет вино безъявочно». Содержатель кабака или целовальник был еще и чюмаком. Здесь, думаю, ассоциации неуместны.

На допросах, часто, встречается фраза «прельстится прелестью». Прелесть в то время это не красота, а на обман и соблазн. Обманули соблазном или соблазнили обманом, сейчас сказали бы так, или что-то в этом духе. Но «прельстится прелестью» звучит более поэтично.

Жизнь есть жизнь. Слова уходят, смысл их и содержание становятся другими, иногда совершено противоположными, но все-таки хочется вместо «фейков» «прельстится прелестью».

М Фомичев.