Елена Кузнецова в браке 27 лет. С мужем по профессии - оператор и фотограф. Сейчас мужчине - 75. Год назад получил инвалидность. Страдает опорно-двигательный аппарат, плюс сердечная недостаточность. На фоне сахарного диабета началось разрушение внутренних органов. Мужчине положены бесплатно различные технические средства реабилитации. Одно из них, подгузники, семья не могла получить несколько месяцев. Выдать новые упаковки должны были 6 декабря прошлого года, а по итогу - только через 2,5 месяца, 22 февраля. Всё это время покупали подгузники сами. Одна упаковка стоит 2400. На месяц требуется три. Итого - 7200. И это без учета доставки.
Елена Кузнецова: «Что я хочу сказать о технических средствах реабилитации. Ну, я буду не только от своего лица говорить, а от лица, наверное, тех, кто ухаживает за этими инвалидами. Потому что не всем так повезло, как моему мужу. Наверное, есть очень много инвалидов, которые одинокие. И они не могут сами себе не то, что выписать, но и привезти эти подгузники для взрослых. Ну еще в прошлом три упаковки можно было принести, реально. Ладно, я могла их привести. А когда девять дали - сложности возникли большие. Потому что в такси не берут. В такси стараются у нас посадить как? Ну, даму с сумочкой, скажем так, но не с таким. А на такие вещи они говорят: вызывайте грузовое такси. А это еще дополнительные средства».
Суммы для семьи - накладные. Плюс много денег уходит на необходимую растительно-белковую диету, дорогостоящие витамины, лекарства, которые нельзя получить по льготе. По закону, если инвалиду не смогли выдать средства реабилитации, он может купить их сам, сохранив чеки. Потом затраты компенсируют. Точнее часть затрат, по закупочной цене. Елена возмущается, закупочная цена на те же подгузники значительно отличается от рыночной. Семье приходится переплачивать полторы тысячи рублей за каждую упаковку.
Елена Кузнецова: «Одну треть нам возместят. Одну треть! Смотрите, 2400 упаковка, так? Один памперс стоит 80 рублей. Ну, грубо, да, делим на 30 - 80 рублей. А нам возместят 26 рублей 40 копеек, например. Я точно не помню, я никого не хочу обманывать. Ну пусть вот даже 27 рублей нам возместят! То есть, одну треть на себя берет государство, две трети берем мы. Большая часть ложится на плечи инвалидов. Просто хочу задать вопрос, я не знаю, кому, наверное, нашей администрации, тот, кто за это отвечает. Почему если инвалидам положены подгузники бесплатно, почему мы должны за них платить?».
Этим же вопросом задается семья Китаевых. Вместе супруги 21 год, четыре из которых проходят в испытаниях.
Елена Китаева: «Он четыре года уже инвалид. В принципе у нас лежит. Но сначала он еще ходил понемножечку. Так он инвалид по зрению, сейчас абсолютно ничего не видит. Человек лежит никому не нужный. кроме родных».
За свои сорок с лишним лет Александр перенес четыре инсульта. А после, как переболел ковидом, полностью ослеп. Вдобавок сахарный диабет. Сбои с получением ТСР стали привычными за три года. Чаще всего проблема - также с подгузниками.
Елена Китаева: «Вот должны были дать последний раз 19 апреля. До Нового года тоже, как говорится, целый месяц прокатили без памперсов. В общем покупаем на свои средства, живем, извините, только на две пенсии».
Не ждать выдачи Елене сказали и в мае - не заключены контракты. Сейчас семье помогли добрые люди, отдали средства бесплатно. Купленные за свой счет подгузники семья вынуждена еще и подшивать, вставлять резинки.
Елена Китаева:
- Вот он очень похудел. Ему велики эти памперсы, вот поэтому мы их зашиваем. Поменять на тройку, это четвертка. Опять же надо создать комиссию. Вот представляете, чтобы вышли эксперты.
- Это чтобы просто поменять размер?
- Чтоб поменять размер, да. Я просила терапевта поменять номер, он говорит: я не имею права. Это надо всё делать через комиссию.
Упаковка подгузников оказывается еще никчемной проблемой. Александру Китаеву требуется противопролежневый матрас, а еще прикроватный туалет. Пока семья соорудила его сама, из стула. Чтобы всё это получить, нужна медико-социальная экспертиза, а для нее - справки от врачей, сбор документов. Елена опустила руки. Говорит, устала решать всё скандалами. Не знает, как добиться помощи.
Елена Китаева: «К нему обязаны хотя бы раз в полгода приходить врачи, ну хотя бы терапевт вот этот, невролог. Никто не ходит. Когда идешь в больницу - такой скандал. А однажды мне сказали: а зачем ему? Ну, куда уж ему? Кровь тут вызвали... Ну плохо ему было, на сахар кровь. Хотели как инвалиду, вызвали. Я знаю прекрасно, что к инвалиду могут выехать на дом, лаборант. Короче, как мне сказали: ждите машину. Машина будет - приедет. В общем, это уже идет второй месяц машина. Мы вызвали сами платно. Всё это нам встало около 5 тысяч. За свои деньги. А, извините, у меня вот пенсия примерно 9, маленькая. У него побольше. Так еще двое девчонок несовершеннолетних. Вот на эти деньги живем».
В Фонде пенсионного и социального страхования нам пояснили: проблема с выдачей технических средств реабилитации действительно есть. Государственный контракт на их выдачу не заключен. Сложности не только в нашем регионе. Лучшей альтернативой считают оформление электронного сертификата. Для этого инвалиду нужна банковская карта «МИР». Необходимые средства инвалид также будет покупать сам, но не на свои деньги. Они будут списываться со счета федерального казначейства. Оформить сертификат можно на госуслугах или на личном приеме в фонде. Решение об активации сертификата принимается в течение семи дней. После этого инвалиду выдадут список торговых точек, которые работают с этой системой оплаты. Подходят и маркетплейсы.
Екатерина Коршунова, зам. начальника управления организации страхования профессиональных рисков: «При формировании электронного сертификата в него вносятся данные по конкретному инвалиду, по конкретному средству технической реабилитации. Вносится также информация о конкретном количестве технических средств реабилитации, которые могут приобретаться с помощью данного электронного сертификата. И стоимость каждого технического средства реабилитации. То есть невозможно будет на один электронный сертификат купить какое-то другое средство реабилитации, не то, которое было заведено в базу. Либо купить большее количество. На это нужно обращать внимание».
Еще раз: будет указано конкретное средство реабилитации, но не его марка. Ее человек выбирает сам, но только на ту сумму, что указана в сертификате. Если гражданин захочет приобрести что-то более дорогое, ему придется доплатить. С начала года в нашей области электронные сертификаты оформили 870 человек и купили более 80 тысяч технических средств реабилитации. Наши герои рассказывают: про сертификаты слышали, но проблему они не решают. Найти средство по закупочной цене - сложно. Придется доплачивать. Снова и снова.
Алина Марычева. Денис Железов. Телекомпания «Барс».