В прошлой статье начал рассказ о музее ГУЛАГа «Пермь-36».
Продолжаю.
Вообще, история сталинских репрессий ужасает и поражает. В музее рассказывают о знаменитом поэте Михаиле Таниче. Его полный драматизма жизненный путь совершенно не вяжется с тем, что мы знали о нем до сих пор. Автор слов легких и романтичных песенок, повсеместно исполняемых звездами советской эстрады, в полной мере хлебнул лиха в пермских лагерях сразу после войны. Молодой артиллерист, ветеран и кавалер Ордена Славы имел неосторожность похвалить американские радиоприемники и автострады – и загремел на шесть лет, на «зону», по обвинению в «антисоветской агитации».
В позднее советское время в колонии «Пермь-36» содержались, как я уже отметил, в основном диссиденты и националисты – в частности здесь находился в заключении Владимир Буковский, тот самый, которого как «хулигана», обменяли на Луиса Корвалана. Тем не менее, по сравнению со сталинским ГУЛАГом эта «зона» выглядела просто «санаторием». Зэки спали на кроватях, а не на нарах, в бараках провели отопление, которое, впрочем, никогда не работало в полную силу в холодное время года. Заключенных уже не гоняли на лесоповал, а заставляли штамповать клеммы для утюгов. Что было намного проще, чем валить елки, хотя трудовые нормы оказывались совершенно невыполнимыми.
Интересную историю рассказывают по этому поводу. Для музея искали тот самый штамповочный станок для клемм – и неожиданно нашли такой у бывшего охранника. Выяснилось, что от выполнения плана зависела премия охраны. Нормы зеки не выполняли, и конвоиры вынуждены были дома, целыми семьями, по ночам, доштамповывать эти несчастные клеммы, чтобы хоть что-то заработать. Вот так и заключенные, и охранники оказались «скованны одной цепью».
Словом, музей оставляет сильнейшее впечатление. Тема, от которой в последнее время отмахиваются и пытаются как-то не упоминать лишний раз, здесь раскрывается в полном объеме. Тут обязательно нужно побывать, посмотреть самим и показать это все детям.
Лучше ходить по музею с экскурсоводом – без подробного рассказа впечатление будет неполным. Правда, в этом есть определённый минус – сложно бывает рассмотреть интересующие экспонаты, коих тут великое множество. Экскурсия идет в определенном темпе, и на все предметы просто не хватает времени. Поэтому идеальным вариантом станет самостоятельный повторный поход по залам музея – как раз можно будет повнимательнее все посмотреть.
Музей ГУЛАГа, часть первая
Хотите узнать все о наших путешествиях в Париж и на Канары, в Чехию и Германию, в Австрию, Словакию и Венгрию, в Тунис, на Кипр, в Италию , в Испанию , в Эстонию , а также по России - читайте и подписывайтесь на канал "Странствия дилетантов " . <--Кликать сюда!