Это пьеса из нового сборника. Никто из ребят её не играл, никто не разбирал. И вот мы с Максом решили попробовать это сделать и наш чистейший эксперимент записать на видео. Мы разобрали здесь только одну страничку, но принцип во второй останется тем же. Макс учится второй год.
Напоминаю - нотное чтение у нас изучается по специальным учебникам в полном объёме, так что проблем с нотным разбором впоследствии не возникнет. Кроме того, можно разбирать по нотам другие пьесы, а пьесы-упражнения - без нот.
На этом видео Максим впервые знакомится с этой пьесой, впервые видит ноты, которые я ставлю просто, как карту для ориентировки. Но разбираем мы эту пьесу-упражнение без нотной записи методом конструктивного разбора.
Максим довольно быстро схватывает текст, но будут ребятишки, которые сделают это и ещё быстрее. И есть ученики, которым понадобится больше времени на разбор.
Пьесы-упражнения в различной степени просты или сложны для разбора. В каких-то только один элемент - и тогда их разбирать совсем просто. В каких-то элементов больше и больше сочетаний элементов. Но в любом случае, нет смысла разбирать пьесы-упражнения по нотам. Почему?
Во-первых, конструктивный разбор быстрее в разы. Ребёнок быстро выучит текст и приступит к тщательной технической проработке материала.
Во-вторых - при конструктивном разборе у ребёнка внимание перемещается с расшифровки на сам текст со всей его структурой, таким образом текст воспринимается более цельно и запоминается крепче, так как в сознании ученика выстраивается структурная логика.
В-третьих, мы освобождаемся в таком случае от привязки к нотам, которая в любом случае возникнет у ребёнка в процессе изучения обычного репертуара (не пьес-упражнений), и ослабить её очень даже полезно, так как наши ученики практически совсем не владеют никаким способом разбора, кроме нотного, что ограничивает их способность к музицированию.
В-четвёртых, такой способ больше способствует развитию техники, так как ученик не отвлекается с непосредственно игры на чтение нот, то есть его ум полностью концентрируется сначала просто на воспроизведении музыкального материала, а затем и на его технической проработке в широком смысле этой фразы.
Пьесы-упражнения уже доказали свою техническую пользу, но способ их разбора должен быть безнотным. Можно опираться на нотную запись, ориентироваться по ней, давать ноты ученику, чтобы подглядел, если что-то где-то забудет.
Но опора должна ставиться именно на безнотный конструктивный разбор. Мы как бы "записываем" всю пьесу ученику напрямую в память, в голову, а не пользуемся посредником в виде нотной записи. Такое не получится с обычным репертуаром, так как он конструктивно сложен, и нам необходимо смотреть в ноты, чтобы лучше понимать всю структуру, так как зрительное восприятие здесь нам помогает.
А в пьесах-упражнениях структура очень проста (при сложности технической), поэтому мы можем обойтись без визуального посредника в виде нот.
Видео с Максимом (конструктивный безнотный разбор пьесы-упражнения "Морской бриз"):