Найти тему
АиФ – Санкт-Петербург

Свое не хуже? Удастся ли российским виноделам заменить иностранных

   Свое не хуже? Удастся ли российским виноделам заменить иностранных
Свое не хуже? Удастся ли российским виноделам заменить иностранных

В Петербурге прошла всероссийская акция «Дни российских вин». Представители отрасли и профильных ведомств рассказали, как сегодня развивается отечественный винный рынок и может ли он конкурировать с именитыми зарубежными производителями.

Фокус на отечественное

X всероссийская акция «Дни российских вин» стартовала в Петербурге на площадке флагманского магазина торговой сети «Пятерочка». Как отметил модератор церемонии вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Александр Ставцев, компания выступила одним из главных инициаторов проведения фестиваля в этом году. Продлятся Дни российских вин по традиции до 31 мая.

Участники акции оценили вкусовые качества отечественных вин, а также обсудили вопросы, связанные с развитием российского винного рынка.

Заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева заявила, что у потребителей меняется картина мира. Россияне перестают выбирать продукцию, ориентируясь только лишь на страну производства. Благодаря такой тенденции востребованными оказываются все больше отечественных товаров, так как по качеству они ничем не уступают импортным.

«Мы видим, как российский потребитель перестает ориентироваться на иностранные вина. Происходит смещение фокуса в пользу российских производителей. При этом многие россияне (74% респондентов) отмечают, что выбирают отечественную продукцию именно по вкусовым и качественным характеристикам. С 2019 года мы наблюдаем бум развития виноделия, переоснащаются производства. Роскачество ежегодно выезжает в регионы - мы видим, как меняется отрасль. И все это не может не сказаться на качестве, оно меняется в позитивную сторону», - заявила Елена Саратцева.

   Фото: Торговая сеть «Пятёрочка»
Фото: Торговая сеть «Пятёрочка»

Замруководителя Роскачества надеется, что в будущем полки магазинов будут заставлены в основном именно российской продукцией, так как все условия для этого есть - увеличиваются площади виноградопригодных земель, растет доля лояльных покупателей.

В 2018 году в РФ производили около 800 наименований российских вин, сегодня же в ЕГАИС их насчитывается несколько тысяч. В розничных сетях более половины (55%) вин - отечественного производства. Не исключение и хозяева площадки фестиваля. Директор территории Северо-Запад торговой сети «Пятёрочка» Дмитрий Артамонов подтвердил, что наблюдается рост спроса на вина российских марок.

«Мы, действительно, отмечаем продолжающийся тренд на рост потребления российского вина. Продажи отечественного продукта в целом по стране растут. В розничных магазинах около 40% ассортимента - российские вина. При этом отечественную продукцию в этом сегменте выбирают более 50% потребителей. Мы сегодня фокусируемся на собственных и эксклюзивных торговых марках, которые делаем совместно с крупнейшими виноделами страны. Доля таких товаров в сети составляет 58% и продолжает расти», - поделился Дмитрий Артамонов.

«Есть куда возвращаться»

Площадь российских виноградников составляет 100 тыс. гектаров. Уже к 2030-му их площадь предполагается увеличить на 35%. По словам исполнительного директора Ассоциации виноградарей и виноделов России Алексея Плотникова, чтобы сбалансировать существующий спрос, необходимо расширить площадь виноградников до 250-300 тыс. гектаров.

«У нас для этого есть все возможности. В Крыму в советское время до печально известного указа о борьбе с пьянством и алкоголизмом было 83,5 тыс. виноградников, сейчас их всего 18 тыс. Нам есть куда возвращаться и у нас есть неиспользуемые площади. Темп открытия новых виноделен и развития новых площадок в целом радует», - сказал Алексей Плотников.

2022 год, по оценкам представителей отрасли, стал удачным для виноделов, особенно на фоне «климатически чудовищного» 2021-го. Как отмечает исполнительный директор ассоциации, урожай прошлого года по качеству продукции может сравниться с винами 2012-го, который стал «золотым» для отечественной отрасли.

«Урожай 2022 года был очень примечательным, очень хорошим с точки зрения климатических условий в подавляющем большинстве винных регионов. Не счесть вин 2012-го, которые участвовали в различных международных конкурсах и завоевали золотые медали и даже Гран-при. С тех пор у нас было еще несколько удачных годов. Но 2022-й принес не только рекордный по объему урожай. Урожай был невероятного качества. Поэтому мы, скрестив пальцы, представляем урожай 2022 года в рамках акции и надеемся, что потребители смогут оценить и прочувствовать вина прошлого года», - добавил эксперт.

И на экспорт тоже?

Россияне, согласно статистическим данным, предпочитают красные вина - их оборот составляет 60%. На белые вина приходится 35%, а на розовые - 5%. Петербуржцы в отличие от жителей других регионов чаще выбирают крепленые напитки. Их продажи в Северной столице в среднем на 12% превышают показатели по России.

   Фото: Торговая сеть «Пятёрочка»
Фото: Торговая сеть «Пятёрочка»

Уже сегодня отечественные бренды могут конкурировать не только на внутреннем рынке, но и за рубежом. Правда, пока речь идет в основном об экспорте в Китай. Замруководителя Роскачества Елена Саратцева признается, что доля экспорта невысока, но отрасль активно развивается, а вместе с ней и интерес иностранных потребителей к российской продукции.

«Доля экспорта российского вина в основном касается стран ближнего зарубежья, Евразийского экономического сообщества. По прошлому году мы можем говорить о 25 млн декалитров. Это менее 10% от объемов производства. Но есть спрос внутри страны. Мы можем развивать и экспортное направление как еще один драйвер российского виноделия», - заключила Елена Саратцева.