Доступные на сегодня технологии способны уже сейчас значительно изменить ландшафт многих отраслевых рынков. Сфера ретейла — не исключение. Удивительно интересно, к чему придет розничная торговля с одновременным развитием вычислительных мощностей и разных разного рода высоких технологий, таких, например, как ChatGPT. Недавно я провел небольшой эксперимент и, честно говоря, был удивлен. Даже, прямо скажем, наверное, поражен.
Пока в России и в целом в мире идут дискуссии о том, способен ли искусственный интеллект стать личностью и чем это грозит человеку, бизнес уже сейчас может воспользоваться новыми, доступными для него инструментами в обычной операционной деятельности.
Но прежде чем рассказать о своем опыте, начну издалека. Какое-то время назад мне попалось видео, которое называется «Вероятностные парадоксы». И одним из парадоксов, которые там описываются, был парадокс Монти Холла.
Искусственный интеллект: способен ли инструмент стать личностью и чем это грозит? «Континент Сибирь» предложил ответить известным новосибирцам, занимающимся проблемой ИИ
Представьте себе три двери: за одной из них находится автомобиль, а за двумя другими — козлы.
Я выступаю в роли ведущего, и вы со мной играете. Я вам предлагаю выбрать какую-либо из дверей. Вы выбираете одну из них (например, левую). Затем я как ведущий из двух оставшихся дверей открываю одну, за которой точно находится козел (так как я знаю, где реально находится автомобиль).
Я спрашиваю вас: «Хотите ли вы поменять свой выбор? Вы по-прежнему выберете левую дверь?»
И большинство людей, согласно парадоксу Монти Хилла, отвечают: «Нет, не хочу». А на самом деле менять свой выбор нужно.
Математически это объясняется следующим образом: когда вы делаете свой первый выбор, вероятность того, что вы выиграете — 1/3, а вероятность того, что автомобиль находится за двумя оставшимися дверьми — 2/3. Когда из двух оставшихся дверей одна открывается, вероятность никуда не девается. Она такой и остается — 2/3.
Проще этот пример объясняется ситуацией, например, со 100 дверьми. Если вы выбираете одну дверь, то вероятность выиграть — одна сотая, а если ведущий из оставшихся 99 дверей открывает 98 дверей, то, наверное, очевидно, что нужно выбрать ту самую, которую ведущий не открыл.
Почему? Потому что вероятность того, что вы выиграете, открыв ее, фактически составляет 99/100. Здесь, наверное, понятно?
Что удивительно: мозг не меняет выбор. Предпочитает прежний вариант.
Но здесь речь не об этом. А о том, что я решил спросить ChatGPT о том, каким образом можно больше заработать в розничной торговле, используя парадокс Монти Холла.
ChatGPT — чат-бот, способный работать в диалоговом режиме и поддерживающий запросы на естественных языках. Основан на языковой модели GPT-3.5 — улучшенной версии модели GPT-3. 14 марта 2023 года выпущена языковая модель GPT-4. В новой версии у ИИ появилась возможность работать не только с текстами, но и с картинками.
И что бы вы думали? В течение 15 секунд нейронная сеть предложила мне несколько вариантов разных промоакций, которые используют вот эту психологическую особенность человека — не изменять выбор.
Подробно эти акции описывать пока не буду. Важен сам факт: система точно понимает, что можно увеличить товарооборот и доходность, используя тот или иной описанный на просторах интернета метод. И умеет совмещать эти методы друг с другом для достижения максимального результата.
Вообще не уверен, что кто-либо из ретейлеров задумывался о том, как провести промоакцию, используя парадокс Монти Холла, а система это предлагает. Удивительно!
Вот о чем я думаю, когда говорю о том, каким образом будет двигаться ретейл дальше на фоне того, как стремительно развиваются вычислительная мощность и технологии.