-Зачем это нам? Он уже буквы знает, он почти умеет читать – спрашивают родители?
-Зачем это вообще учить? – недоумевают родители первоклассников – только детей путать.
-Это что-то новенькое — удивляется моя тётя – моё поколение такого не учили, и, знаешь ли, были грамотнее вашего поколения, а у ж с нынешними школьниками и сравнивать нечего.
Родную речь ребёнок слышит с рождения, хорошо понимает значение родной речи. С ранних лет произносит первые слова.
Зачастую сначала ребёнок понимает звучание языка буквально – это период словотворчества:
Вентилятор-вертилятор
Язык-лизык.
Обычно я начинаю обучение грамоте с понятия «звук». А на подготовке к школе мы начинаем с того, что учимся различать буквы и звуки.
Дети открывают для себя, что все слова состоят из звуков. Мы учимся слышать отдельные звуки. Не так-то это просто. Сначала слышим первый и последний звук, потом научаемся выделять звуки в середине слова.
Постепенно дети привыкают обращать внимание не только на значение слова, но и на его звучание.
Хорошо помогает приём замены звука в слове.
Например:
дОм – дЫм
рАк-мАк
Обращаем внимания, как изменяется значение слова, при замене одного-единственного звука.
Так, мы подходим к изучению грамматической стороны речи. Ребёнок всё ещё в первую очередь выделяет смысловую сторону слова. Для него рука и ладонь – родственные слова, а рука и рукав – совсем про разное. В одном случае это часть тела, а в другом - часть одежды.
Чтобы научить различать смысловую и грамматическую сторону речи мы учимся изменять слово.
Например, по временам:
- Ловлю – сейчас
- Ловил – раньше.
- Или по числам.
- Ловим – с кем-то.
Обращаем внимание на то, что изменилось в слове.
Ю изменилось на ИЛ, потом на ИМ.
А что не изменилось? Также можно выделить приставки и суффиксы. Ребёнок сам приходит к тому, что ловил и улов – родственные слова.
Он видит явление грамматики.