Найти тему

С чего начинается обучение грамоте в 3 года

-Зачем это нам? Он уже буквы знает, он почти умеет читать – спрашивают родители?
-Зачем это вообще учить? – недоумевают родители первоклассников – только детей путать.
-Это что-то новенькое — удивляется моя тётя – моё поколение такого не учили, и, знаешь ли, были грамотнее вашего поколения, а у ж с нынешними школьниками и сравнивать нечего.

Родную речь ребёнок слышит с рождения, хорошо понимает значение родной речи. С ранних лет произносит первые слова.

Зачастую сначала ребёнок понимает звучание языка буквально – это период словотворчества:

Вентилятор-вертилятор
Язык-лизык.

Обычно я начинаю обучение грамоте с понятия «звук». А на подготовке к школе мы начинаем с того, что учимся различать буквы и звуки.

Дети открывают для себя, что все слова состоят из звуков. Мы учимся слышать отдельные звуки. Не так-то это просто. Сначала слышим первый и последний звук, потом научаемся выделять звуки в середине слова.

Постепенно дети привыкают обращать внимание не только на значение слова, но и на его звучание.

Хорошо помогает приём замены звука в слове.

Например:

дОм – дЫм
рАк-мАк

Обращаем внимания, как изменяется значение слова, при замене одного-единственного звука.

Так, мы подходим к изучению грамматической стороны речи. Ребёнок всё ещё в первую очередь выделяет смысловую сторону слова. Для него рука и ладонь – родственные слова, а рука и рукав – совсем про разное. В одном случае это часть тела, а в другом - часть одежды.

Чтобы научить различать смысловую и грамматическую сторону речи мы учимся изменять слово.

Например, по временам:

  • Ловлю – сейчас
  • Ловил – раньше.
  • Или по числам.
  • Ловим – с кем-то.

Обращаем внимание на то, что изменилось в слове.

Ю изменилось на ИЛ, потом на ИМ.

А что не изменилось? Также можно выделить приставки и суффиксы. Ребёнок сам приходит к тому, что ловил и улов – родственные слова.

Он видит явление грамматики.