Росли Колька с Лилькой в одном поселке. Они были соседями, в детстве вместе играли на лужайке, в школе сидели за одной партой. Колька был для Лильки другом, братом, опорой и поддержкой во всем. Она списывала у него уроки, просила починить велосипед, советовалась по поводу выбора платья на выпускной… Лилька и подумать не могла, что Колька влюблен в нее с самого детства. Узнала она об этом на последнем школьном экзамене. Лилька, как обычно, подмигнула другу, чтобы тот передал ей листочек с решением задачи. Развернула его, а там вместо уравнений —любовное признание.
Конечно семнадцатилетней девчонке, не получавшей никогда раньше таких посланий, было приятно. Теперь она смотрела на Кольку другими глазами. Почему бы не поиграть с ним в жениха и невесту? Тем более другие девочки в поселке уже начинали встречаться с мальчиками и часто спрашивали подругу: «Ну а ты, когда найдешь парня?» А Лильке все это было особо не нужно, ей еще никто по-настоящему не нравился. Но отставать от подруг не хотелось. Чем она хуже них?
А теперь вот представился шанс перед подругами покрасоваться. Вечером на молодежные посиделки она выходила с Колькой под ручку. Домой тоже шли вместе.
- Вы уже целовались? — любопытствовали девчонки.
- Конечно! — гордо отвечала Лилька и в подробностях описывала романтические моменты якобы их с Колькой любви, на самом деле взятые из книг и фильмов.
***
Однажды вечером Колька вышел на улицу мрачный и сосредоточенный. От него исходила странная, несвойственная ему прежде решительность. Лилька посматривала на него весь вечер, не понимая, что происходит. В тот вечер он официально предложил ей встречаться. Твердо сказал, что времени на раздумья у нее нет, либо «да», либо «не да». Потому что «дальше так продолжаться не может, потому что он уже ничего не понимает в этих туманных отношениях, а осенью его забирают в армию, и он должен знать, будет ли Лилька ждать его?»
Девушка почему-то согласилась. Ну а что? Ждать парня из армии в этом возрасте — очень почетно и романтично.
А потом Лилька неумело целовалась с Колькой за колхозными сараями, сама не понимая нравится ей это или нет… Ну а как не целоваться? Если теперь он — ее парень?
***
Лилька поступила в ПТУ на пекаря, Колька ушел в армию и писал письма. Много писем. В каждой строчке говорил о любви, мечтал, как счастливо заживут они вместе, умолял ответить. Письма от парня приходили каждый день. Они уже не помещались в коробке, но возлюбленная не торопилась с ответом. Она не умела выражать чувства… Да и какие чувства? Колька просто был всегда в ее жизни, он везде: в прошлом, в настоящем, в будущем. Он всегда останется ее другом, братом, соседом. «А признания в любви — это участь сентиментальных плаксивых актрис» — думала она… Пока не встретила как-то на производственной практике молодого симпатичного повара Павла Красовского. Как он обаятельно улыбался! Как вежливо открывал перед ней двери и подставлял стул! Как нежно целовал руку при встрече. Не мудрено, что понравился этот ловелас юной девушке. Настигла и ее, наконец, первая любовь, закружилась голова от букетов цветов и поцелуев до утра. Окунувшись с головой в это новое для себя чувство, Лилька даже забыла, что Колька из армии вернулся. Не встретила она его с поезда, не пришла на застолье. А когда потом случайно увидела возмужавшего соседа через забор, даже удивилась:
— Коля, ты вернулся уже? Какой ты взрослый стал!
— Да уж месяц назад вернулся! — грустно улыбнулся парень. — А ты, говорят, замуж собралась. Не дождалась меня, значит?
— Да какое замужество, Коль? Пашка мне и не предлагал этого вовсе. Мы с ним так…— Она запнулась, вдруг осознав, что с Пашкой у нее, и впрямь, не пойми что… Ночные свидания, шуточки и розочки, но никаких серьезных слов он ей никогда не говорил.
***
Стала Лилька Пашку расспрашивать что да как? Уже и с родителями пора знакомиться, и о будущем думать, ячейку общества новую создавать. Но тот лишь улыбался и отшучивался, мол «ячейки у пчелок, а люди должны жить одним днем и радоваться тому, что имеют». Но как этому радоваться, если подруги все уже замуж выходить начали. Верно ли она поступила, променяв надежного Колю на смазливого повара, думала Лилька лежа на руке спящего Пашки в его маленькой душной комнатке в общежитии. Какая судьба ждет ее с этим беспечным красавчиком? Он ведь ни о чем серьезном не думает, живет себе одним днем в этой съемной комнатке, в которой даже дышать тяжело… Лилька встала с кровати и пошла в ванную, её вырвало…
***
Нельзя сказать, что Пашка разозлился, узнав о том, что станет отцом, но и в восторге он тоже не был.
— Что делать теперь будем? — спросила его Лиля, вернувшись от врача.
— Ну рожай. Там посмотрим. — Пашка неопределенно пожал плечами.
Сначала он еще приглашал Лилю к себе в общагу, но располневшая и трудно переносившая беременность, возлюбленная быстро ему наскучила. Потом горе-отец вообще пропал из виду: уехал на повышение квалификации в город, да там и остался. Адреса его Лилька не знала.
В июле она родила прекрасную девочку с синими, как цветочки, глазками. Назвала Анечкой. Забота о дочке полностью поглотила Лилю, она редко вспоминала Пашку, уже смирившись со своей судьбой матери-одиночки, и лишь временами грустила в палате роддома, слушая своих счастливых соседок, которых ждали дома.
— Вам муж передачку принес! — медсестра подошла к Лильке и подала пакет с фруктами. — Он под окошком стоит.
Лиля подскочила на месте: «Наконец-то он опомнился и вернулся!» Ей было так приятно, что медсестра назвала Пашку ее мужем… Теперь и у нее все как у людей! Все, как положено! Девушка прильнула к оконному стеклу… Внизу стоял Коля.
***
Лилька с Колей и трехлетней Анечкой отдыхали на поселковой речке.
Лилька сидела на покрывале под ярким летним солнышком и безмятежно рассматривала свои загорелые ноги. В нескольких местах у коленей кожа немного покраснела. Надо попросить Колю купить крем от загара. На душе у девушки было тепло и спокойно. Лето, речка, рядом ее любимая семья: красавица-дочка и такой заботливый, любящий муж. Который, кстати, ни одним словом не упрекнул ее в этой некрасивой истории. Как хорошо, что Коля не затаил зла, принял Анечку, как родную дочку. А ведь мог бы обидеться тогда, перестать общаться, жениться на другой в конце концов. Ой, даже подумать страшно! Ведь с детства было понятно, что они с Колей созданы друг для друга. И как же она не поняла этого сразу? Как могла перепутать настоящую, искреннюю, всепрощающую любовь и мимолетное увлечение?
С пригорка в сторону отдыхающих уверенно спускался какой-то человек, одетый в брюки и рубашку. Он явно шел сюда, не для того чтобы купаться. Мужчина скользил туфлями по песку и напряженно смотрел на Анечку, играющую неподалеку. Лиля заволновалась:
— Анечка, дочка, иди к нам!
Аня подошла и села на полотенце, прижавшись к папе Коле. В это время странный мужчина тоже подошел совсем близко. Это был Пашка…
Он посмотрел на маленькую синеглазую девочку, ласково обнимающую другого отца, на Лилю, такую счастливую, на обручальное кольцо на ее руке. Его уверенность, с которой он шел сюда, на глазах растворялась. Пашка растерянно молчал, утирая пот со лба. Солнце припекало его голову и очень хотелось пить. Он стоял здесь у воды в черных брюках и рубашке, как жених… Несостоявшийся жених. Он смотрелся как-то нелепо на фоне остальных загорелых людей в веселых речных брызгах.
— Дядя, почему ты не разденешься? — весело спросила Анечка.
— Я не отдыхать сюда приехал, — наконец проговорил Пашка.
— А зачем?
И действительно — зачем?..