Сегодня машина для многих стала расходником, наподобие смартфона или пылесоса. А вот наши бабушки и дедушки относились к автомобилю совсем иначе – купить его мог далеко не каждый. И дело было не только в стоимости, но и в дефицитности такого товара: возможность купить машину была подарком судьбы, дарованным счастливчикам. Деньги копили всю жизнь, занимали у знакомых и в кассах взаимопомощи – неудивительно, что порой один автомобиль служил семье десятки лет, а порой так и оставался единственной машиной в жизни. И этот автомобиль нужно было защищать от угона и разбоя любой ценой.
Примитивные противоугонные устройства можно было купить в магазине – как механические, так и электронные. Механические обычно представляли собой увесистый замок на педальный узел – пользоваться неудобно, но какая-то уверенность в надежности такого запора все-таки появлялась. Другие популярные устройства представляли собой «клюшку», замыкающую рулевое колесо и педали. Самые увесистые противоугонки ставили снаружи – они блокировали колесо. В наше время, еще не так давно, подобные устройства использовали для наказания владельцев неправильно припаркованных машин: мол, пока не оплатишь – не уедешь. До блокираторов коробки передач в те времена никто не додумался, да и вряд ли они стали бы востребованными. Лезть в коробку передач, пусть даже в ручную – это же святотатство…
Электронные противоугонки в основном включались и выключались тумблером, который надлежало установить «в секретном месте салона». Все такие места были наперечет известны, однако об этом никто не задумывался: пусть будет так, чем совсем никак. Владельцу давалось несколько секунд, чтобы снять машину с охраны – в противном случае включался звуковой сигнал, как правило – штатный. Иногда вместе с сигналом заставляли включаться фары – в те времена это еще привлекало чье-то внимание. Блокировка пуска мотора почти всегда состояла в размыкании одной из цепей катушки зажигания – в общем-то, других вариантов почти и не было. Цепь стартера обычно не трогали.
Еще были смешные устройства с подобием механического маятника внутри. До современных датчиков удара им было очень далеко, но смысл был примерно тот же: датчик напрямую подсоединялся к звуковому сигналу и, при сотрясении кузова, заставлял машину вопить.
Самая халтурная «противоугонка» порой заключалась в установке мощного переключателя, размыкающего цепь аккумуляторной батареи. Такие решения обычно предлагали обладателям новеньких свежекупленных машин: мол, десять минут возни – и готово, мотор не пускается. То, что контакты переключателя быстро обгорали, выяснялось потом, когда автомобиль уже покидал магазин.
Различные радиолюбительские решения постоянно публиковались в журналах типа «Радио». Популярна была установка «кодового замка», состоящего из половинки радиотехнического разъема, подключенного к той же системе зажигания – вторую половинку владелец подключал перед пуском мотора. Не подключишь – не уедешь.
Самобытное решение предложил один обладатель «Жигулей», который замучился регулировать уровень топлива в поплавковой камере. В итоге владелец… выбросил запорную иглу совсем! Вместо этого он приделал к поплавку… магнит, а снаружи разместил магнитоуправляемый контакт (геркон), после чего подключил к бензопроводу на входе карбюратора управляемый электромагнитный клапан и соорудил несложную электрическую схему. Когда поплавок опускался вниз, магнит удалялся от геркона и тот подавал сигнал, открывающий топливный клапан. Всплывая, поплавок с магнитом приближались к геркону, и тот давал команду, отключающую клапан – вот, собственно, и все. Прелесть решения заключалась в том, что достаточно было любым скрытым способом нарушить работоспособность такой схемы, чтобы поставить угонщика в сложное положение. Действительно, завести мотор ему, может быть, и удастся, но вот далеко уехать не получится. При открытом бензоклапане поплавковая камера переполнится, а при закрытом – опустеет… А если попытаться подключиться «напрямую», то и это – бесполезно: система должна «жить», а не замирать в фиксированном состоянии.
Вариант погрубее реализовал другой «жигулист». Он просверлил во впускном трубопроводе огромную дырку, в результате чего настолько обеднил бензовоздушную смесь, что двигатель умирал на глазах и, естественно, не пускался. Снаружи дырки не было видно, а изобретатель довольствовался заглушкой подходящих размеров, которую вставлял перед каждой поездкой. Не очень удобно, зато оригинально и действительно эффективно. Между прочим, такое можно использовать и сегодня – не всякий угонщик сообразит, в чем дело.
Иное применение заглушке предки находили, слегка доработав… глушитель! То и дело мелькали советы по втыканию в него подходящей пробки, запираемой на ключ. Пользоваться очень неудобно, но, если владелец доволен, то почему бы и нет? Не каждый угонщик сообразит, что выхлопную трубу кто-то «запер».
Исполины духа порой придвигали водительское сиденье к рулевому колесу, соединяя одно с другим цепью на замке. Некоторые чуть ли не ежедневно снимали с машины высоковольтные провода с крышкой трамблера, унося их домой. Известны случаи, когда так же поступали с аккумуляторной батареей – кстати, это тоже был дефицит.
Сегодня многие подобные приемы вызывают улыбку, а порой и недоумение. Но наши предки заботились о своих машинах и старались не расставаться с ними по воле злого случая. Ничего смешного и, тем более, унизительного в этом нет.
Что еще почитать:
Как и где покупали машины в СССР
От дизелей до кабриолетов: как советские автомобили переделывали за границей
Блат, справки, черный рынок: на что шли автовладельцы в СССР, чтобы купить автомобильный аккумулятор