Найти тему

БЛОКЧЕЙН, ШПИОНЫ И (МЕДИА)КОММУНИКАЦИИ: ЗАНЯТИЕ СТУДЕНТОВ ИОН В МУЗЕЕ КРИПТОГРАФИИ

Студенты магистерской программы «Цифровые коммуникации и новые медиа» посетили Музей криптографии. Их визит состоялся в рамках курса «Медиа-арт» Анны Титовец, которая стала для студентов проводником по «криптографическому измерению», важному для нашей жизни в частности и для исторической эволюции в целом. Основные пункты экскурсии-путешествия, интересные экспонаты и особенности таких выездных занятий — в нашем материале. 

Музей криптографии — первый в России музей, рассказывающий современным языком о технологиях коммуникации, людях и изобретениях, которые изменили ход исторического процесса. Экспозиция охватывает всю историю передачи информации, но построена необычным для музея способом: посетитель движется от настоящего к прошлому, и из цифровой эпохи мы попадаем в индустриальную, затем в домашинный период, и, наконец, в последний зал с экспонатами, повествующими об изначальных возможностях письменной коммуникации между людьми и первых способах шифрования сообщений.

В нашем музее мы разматываем клубок эволюции в другую сторону. И я бы не стала называть это экскурсией, скорее — путешествием в мир криптографии, которое мы совершаем вместе со студентами. По названию может показаться, что это путешествие будет достаточно скучным, но нет. Как куратор и автор экспозиции, я приложила достаточно усилий, чтобы доказать обратное. Мне кажется, все получилось.

Анна Титовец, преподаватель курса «Медиа-арт» ИОН РАНХиГС, куратор искусства новых медиа, медиа-видеохудожник, куратор экспозиции Музея криптографии

Почти все инсталляции Музея сделаны в подходе edutainment, а экспонаты можно и нужно трогать. Например, чтобы получить свою фотографию из автомата, нужно освоить все принципы работы блокчейна. Так, во время экскурсии студенты смогли на практике поработать с данными и со способами их передачи. Прежде всего, они были сконцентрированы на аспектах коммуникации: как передавалась информация и что способствовало или мешало этому процессу. Их визит стал настоящим путешествием по истории коммуникации через историю технологий.

Во время изучения экспозиции, посвященной 20 веку, студенты попробовали воспользоваться московским терминалом «горячей линии Вашингтон – Москва», испытали себя в роли шпионов и разведчиков, а также убедились, насколько криптография повлияла на ход развития истории человечества. Продвигаясь в исторической перспективе, они попробовали расшифровать сообщения с помощью разных изобретений — Энигмы, цилиндра Джефферсона, диска Альберти и так далее. Кроме того, они проанализировали, как «Черные кабинеты» и их практики привели к модификации систем шифрования сообщений, как работали восковые таблички и симпатические чернила, а также попытались ответить на вопрос: как соотносятся появление письменности, ценность информации и начало развития методов ее шифрования.

5 интересных фактов:

  • Многие люди думают, что все вирусы созданы для того, чтобы скомпрометировать систему и украсть информацию. Инсталляция в Музее показывает, что далеко не всегда автор вируса программирует в нем вредоносные эффекты.
  • Все пароли с помощью криптографической хэш-функции [превращать в фарш] преобразуются в бессмысленный для нас набор символов. В таком виде они и хранятся на серверах.
  • Кодирование от шифрования главным образом отличаются удобством передачи сообщения. В первом случае существует определенный семиотический ряд, о котором все знают: одно называется другим для улучшения коммуникации. Но чтобы зашифровать фразу, необходим специальный ключ, который никто не должен взломать. В случае с компьютерами этот ключ — определенная последовательность знаков.
  • Хакеры называются черными (плохие), белыми (пентестеры) и серыми «шляпами», так как они вдохновлялись образами героев американских вестернов: там можно было понять этическую позицию того или иного персонажа по цвету шляпы.
  • Майнеры решают сложные алгоритмические задачи на скорость: первый вычисливший число, состоящее из определенной последовательности цифр, получает биткойн. Но есть проблема. Суть майнинга — решение бессмысленных задач и невероятная растрата ресурсов, что не может не сказываться на окружающей среде и  качестве нашей жизни.
Мне хотелось показать, как технологии коммуникации между людьми развивались с течением времени. Если говорить про этот выход со студентами, мне очень важно, чтобы студенты видели различные ракурсы на теорию и историю коммуникации между людьми и через какие образы это может быть представлено. Если говорить в целом, то мне кажется, что такая встреча с реальностью очень важна, потому что рассказывать теорию и тренироваться на каких-то отдаленных материалах — это одно, а сталкиваться с тем, что уже обсуждали, и пробовать это — совсем другое. В музее, на мой взгляд, две важные для студентов этого курса темы: медиа-арт и представление того, как художники работали с медиа-коммуникациями, и медиакоммуникации сами по себе в эволюционном разрезе. На этом я и старалась сделать фокус.

Анна Титовец, преподаватель курса «Медиа-арт» ИОН РАНХиГС, куратор искусства новых медиа, медиа-видеохудожник, куратор экспозиции Музея криптографии