Найти тему

«Неожиданные» проблемы зерновой сделки

25.04.2023 • Денис Батурин, политолог

Последствия реализации зерновой сделки проявились в начале текущего года. Ситуация начала обостряться еще в январе, когда стало известно о намерениях Европейского Союза пересмотреть торговую либерализацию с Украиной из-за жалоб фермеров из Румынии, Польши, Венгрии и других стран. Так, по этому режиму приостановлено действие всех тарифов на экспорт украинских сельскохозяйственных товаров, а это невыгодно европейским производителем.[i] По сообщениям европейских СМИ, фермеры столкнулись с реальной опасностью банкротства и требуют от правительств компенсации из-за нанесенного ущерба. Тогда же сообщалось, что ЕС планирует создать фонд размером в 450 млн евро, но некоторые европейские страны выступили резко против — решить проблему такой суммой просто не выйдет. Таким образом, на европейских аграриев давит не только абсурдная экополитика, согласно которой, например, в Нидерландах намерены закрыть 3 тысячи ферм[ii], ради борьбы с загрязнением окружающей среды, но и бесконтрольный приток украинской продукции, что является фактически политизированным протекционизмом, что не соответствует стандартам рыночной конкуренции.

Протесты фермеров в Европе продолжаются уже несколько месяцев. Социально-экономические основания этих протестов красноречиво показывают цифры: «Как следует из информации, предоставленной Евросовету Польшей, Болгарией, Чехией, Венгрией, Румынией и Словакией, импорт пшеницы с Украины вырос в несколько сотен или даже тысяч раз по сравнению с 2021 годом. К тому же с января по ноябрь прошлого года с нескольких тысяч до нескольких миллионов тонн вырос импорт кукурузы с Украины в соседние страны Европы. Если в ноябре 2021 года импорт в Польшу равнялся 6 тыс. т, то за аналогичный период 2022 года он составил 1,6 млн т. Импорт в Венгрию в 2022 году составил более 900 тыс. т против 5 тыс. т в 2021 году, в Болгарию — 16,7 тыс. т против 361 т годом ранее. В прошлом году в Словакию поступило 250 тыс. т, хотя в 2021 году этот показатель был равен нулю. В Румынию в 2022 году поступило 1 020 тыс. т, данные за 2021 год по этой стране в документе не привели».[iii]

Очевидно, что рост импорта в сотни и тысячи раз нисколько не поможет европейской экономике. Очевидно, что евробюрократия стремится действовать по правилам, но не согласно интересам стран, входящих в ЕС. Очередное доказательство того, что Еврокомиссия и другие структуры ЕС являются ничем иным, как филиалом Белого дома и Госдепартамента США.

Вернемся к странам Восточной Европы. Ситуация в них одинаковая, как и решения, принимаемые национальными правительствами - отказ от импорта украинской сельхозпродукции.

Польша первой отказалась от украинской сельхозпродукции, приняв постановление о запрете импорта под лозунгами защиты отечественных фермеров: «За 2022 год импорт в Польшу вырос со 100 тыс в предыдущие годы до 2,45 млн тонн. Запрет также распространился на яйца, мясо, молоко и другие молочные продукты. Причем министр экономического развития и технологий Вальдемар Буда заявил, что запрет распространяется в том числе и на транзит через Польшу».[iv]

Власти Польши выработали механизм, в соответствии с которым зерно из Украины не будет оставаться на территории страны, сообщил министр сельского хозяйства Роберт Телус: «Транспорт с зерном из Украины, идущий через Польшу, будет находиться под контролем специальной системы, которая проследит, чтобы ни одна тонна зерна с Украины не осталась в Польше, чтобы продукция шла транзитом. (…) Каждый транспорт с украинским зерном, следующий через Польшу, будет опломбирован GPS-датчиками».[v] Он также отметил, что поначалу каждую фуру, следующую с Украины через Польшу, будет сопровождать конвой. Это говорит об уровне доверия между братскими народами.

Кроме того, Польша предлагает ЕС запретить ввоз из Украины не только зерна, но и других продуктов питания, включая птицу, сахар, фрукты.

Своим аграриям польские власти предоставят помощь в объеме примерно 5 млрд злотых (1 млрд евро), из них 2 млрд уже выделены, сообщил заместитель министра финансов Польши Артур Собонь. [vi] Зная польские традиции отметим, что этот миллиард они будут требовать потом у Евросоюза, принявшего протекционистское решение в отношении украинского зерна и другой аграрной продукции.

Венгрия ввела запрет на импорт из Украины зерна и масличных культур, на фрукты, овощи, молочные продукты, мед, растительное масло, муку, говядину, свинину и яйца. Запрет будет действовать до 30 июня, транзит через Венгрию упомянутой выше продукции будет разрешен.

Болгария так же ввела временный запрет на ввоз украинского зерна, разрешив его транзит. Подобные защитные меры ввела Словакия, заявив в качестве повода наличие в сельхозпродукции Украины вредных для здоровья пестицидов.

А вот Румыния, несмотря на протесты фермеров с перекрытием основных магистралей страны в начале апреля,[vii] решила, что не будет вводить запрет на ввоз в страну зерновых с Украины, так как намерена твердо соблюдать европейские нормы. Это заявил в четверг представитель румынского правительства Дан Кэрбунару: «Румыния решила строго соблюдать соответствующие европейские нормы, - сказал он на пресс-конференции по итогам заседания кабинета, - и мы видели <...> аргументы, согласно которым страна, чьи фермеры каждый год получают из европейских денег €3 млрд прямыми платежами или инвестициями, конечно, имеет лишний мотив соблюдать эти правила».[viii] С таким решением согласны не все политические силы Румынии, - входящая в правящую коалицию Социал-демократической партии (СДП) требует временно остановить импорт украинской агропродукции. В дальнейшем это может стать политической проблемой для Бухареста, хотя они оставили повод вернуться к этому вопросу, заявив, что в украинской сельхозпродукции обнаружено превышение уровня пестицидов.

Требуют ограничить импорт украинского зерна фермеры Молдавии. Переизбыток зерна фиксируют в Чехии: «Как сообщил Сельскохозяйственный союз, объединяющий фермеров страны, сейчас элеваторы заполнены на 40% больше, чем обычно в данное время года».[ix]

14 апреля Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия и Чехия выступили за создание единого европейского механизма по закупке украинского зерна и введение в ЕС таможенных квот на сельхозпродукцию с Украины.[x] Стоит отметить, что ограничительные меры в отношении украинского зерна страны приняли позже. И тогда последовала реакция бюрократов Старого Света - Еврокомиссия считает неприемлемыми запреты Венгрии и Польши на импорт аграрной продукции из Украины. Затем странам были предложены деньги – Урсула Фон Дер Ляйен пообещала фермерам шести стран ЕС помощь в €100 млн за отмену запрета на импорт зерна с Украины, а официальный представитель Еврокомиссии Дана Спинант заявила: «С одной стороны, мы стремимся поддерживать Украину в экспорте, в том числе сельскохозяйственной продукции, поскольку это является спасательным кругом для украинской экономики, а с другой стороны, мы полностью привержены поддержке наших фермеров».[xi]

Некоторое пробуждение мозга Евросоюза, вернее его безответственных наднациональных структур, связано с тем, что продовольственный кризис из Восточной Европы может перекинуться на Запад.

Цифры, однако, не бьются, выше мы уже отмечали, что польские власти намерены оказать поддержку фермерам в объеме 1 млрд евро, а помощь, которую ежегодно получают румынские аграрии – 3 млрд. Поэтому, предложенная Еврокомиссией компенсация в 100 млн на всех – выглядит имитацией, либо демонстрирует несостоятельность. Оба варианта объяснения печальны.

Реакция Украины понятна и ожидаема. Министерство сельского хозяйства Украины заявило, что решение Польши запретить импорт ее зерна и других продовольственных товаров нарушает соглашение, достигнутое в апреле. Запрет украинского импорта ставит украинских фермеров в очень тяжёлое положение.

Рынки стран Восточной Европы закрываются, в Западную Европу украинскую продукцию тем более пускать не намерены, наблюдая нынешнюю ситуацию.

Таким образом, единственным путем для украинского зерна остается «зерновой коридор» определенный зерновой сделкой. Без России коридор не заработает, что подтвердило заявление представителя генерального секретаря ООН Стефан Дюжаррика 8 апреля о том, что инспекции судов в Стамбуле в рамках зерновой сделки не проводятся уже два дня, заявили в ООН: «Мы открыто докладываем о том, что происходит. Инспекции не проводились вчера и сегодня», - отметил Дюжаррик. При этом он подчеркнул, что в Совместном координационном центре в Стамбуле ведется "активное обсуждение" с участием представителей РФ, Украины и Турции. На вопрос о том, почему не проводятся инспекции, представитель генсека ООН отметил, что причина заключается в "отсутствии согласия" сторон».[xii] 19 апреля Министр инфраструктуры Украины заявил о возобновлении инспекции судов в рамках «зернового коридора».[xiii]

В этих условиях морской маршрут импорта украинского продовольствия в рамках зерновой сделки становится крайне важен, и Россия в его работе играет ключевую роль. Механика продовольственного кризиса в Восточной Европе проявилась, зерновая сделка вновь начала работать, но кроме России значимым игроком в рамках сделки является Турция. Парламентские и президентские выборы в Турции, их ход и результат также будут иметь влияние на реализацию и даже судьбу зерновой сделки.

Проблемы европейцев понятны, как и неудовольствие еврочиновников, которых вдруг возвращают в реальность из мира целей и задач, направленных на реализацию правил, установленных Вашингтоном. Необходимо сказать какова роль Украины в этом кризисе, а она не только в том, что весь западный мир «спасает украинское зерно и бедные страны» в ущерб экономикам стран Восточной Европы. Кроме этой пассивной роли украинские бизнесмены мгновенно включились в создание схем сбыта украинского продовольствия на территории приграничных государств. Судя по решениям, принятым, например, в Польше, одной из схем был фальшивый транзит украинской продукции, а на самом деле она оставалась на территории, подведомственной Варшаве и разрушала баланс польского аграрного и продовольственного рынков.

Возмущений по поводу зерновой сделки в нашей стране было достаточно. Говорили, что это уступки Западу и Украине, что надо эту историю блокировать полностью, душить Киев. Тем более, что интересы России в рамках сделки реализованы не были. Однако, оказалось, что кто-то в нашем руководстве смог «заглянуть за горизонт», оценить реализацию сделки в долгосрочной перспективе. Там было видно, что интересы стран, нуждающихся в продовольствии, никто через зерновую сделку удовлетворять не будет. При этом создавалась еще одна сфера взаимоотношений России и Турции. А в рамках сделки зерно шло привычными путями в благополучные европейские страны, то есть, на платежеспособные рынки, а для статистики, что-то досталось африканским странам. Но главный эффект нашим руководством ожидался от спекулятивных манипуляций с украинским зерном - что и случилось в странах, граничащих с Украиной. Одним словом, ни Украине, ни ее друзьям сделка не пошла в прок, механизм ее реализации оказался порочным. Запад в очередной раз продемонстрировал что по Марксу готов, идти «на любое преступление ради 300% прибыли».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте другие материалы журнала "Международная жизнь" на нашем сайте.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs