Исторически подкованные покупательницы иногда спрашивают у нас - а уж не шляпные ли булавки у нас такие красивые, с камнями? Нет, но мысль интересная.
В начале 20 в. украшением туалетного столика любой модницы была шляпная булавка — заостренный стержень длиной около 20 см с головкой из золота, драгоценных камней и т. п. Булавками головные уборы прикреплялись к прическе. Они изготавливались из металлов, кости, перламутра, дерева, черепахового панциря. Их украшали стразами, драгоценными камнями, эмалью. Булавки хранили на специальных подставках. На знаментом автопортрете Зинаиды Серебряковой именно такая стоит перед зеркалом!
В своей книге "Когда я был маленьким" Эрих Кестнер вспоминает: "...дамам приходилось к тому же наклонять голову, потому что носили они огромные, с колесо, шляпки с исполинскими перьями и аршинными шляпными булавками, на которые по особому распоряжению полиции для безопасности надевались защитные колпачки!"
Сохранились судебные хроники 1900-х гг., где рассматривались дела об убийствах женщинами своих спящих любовников шляпными булавками. Булавки в толпе или общественном транспорте могли стать причиной получения тяжелых травм.
Вот что пишет «Дамский журнал» в далеком 1912 г.: «… в Петербурге и Москве городское управление во избежание травм населения запретило дамам в шляпах с длинными булавками ездить в городском транспорте».
Кроме шляпных булавок, головные уборы того времени украшали атласными и газовыми лентами, цветами из шелка, перьями страуса и цапли, букетами с высокой вертикальной веткой, гирляндами листьев из той же ткани, что и головной убор. Модные издания регулярно публиковали рекомендации по изготовлению цветов на шляпку для женщин среднего класса. Появилась профессия «флеристка» — модистка, занимавшаяся только украшениями для головных уборов. Отделка шляпок того времени включала мантоньерки — ленты, удерживавшие шляпу, и баволетку — пришитую изнутри оборку над затылком.
Шляпы были так велики, что их даже называли «бельевыми корзинами». Ширина и величина таких головных уборов часто мешала даме передвигаться. Де Дион, первый производитель автомобилей во Франции, чтобы угодить куртизанке Отеро, высчитал высоту кузова, в котором могла поместиться ее шляпа.
И кстати, знаменитая Габриэль Шанель начала свою карьеру кутюрье в 1909 г. с открытия ателье по изготовлению шляпок.