"Сашка-бездарность" Рюхин появляется только в одной главе «Шизофрения, как и было предсказано», но сам по себе этот герой представляет собой огромный интерес для романа в конструктивном, образном и смысловом планах по отношению к самому произведению.
Роман «Мастер и Маргарита» во многом автобиографичен, с его помощью Булгаков пытался проанализировать и понять свою жизнь. Современниками отмечались его сложные отношения с известным пролетарским поэтом Владимиром Маяковским. Ни один из них не уступал другому в остроумии, хлесткости и сатире, когда они скрещивались при встрече. Пьеса «Дни Турбиных» стояла комом в горле для Маяковского, как буржуазное произведение, которую нужно сорвать или запретить. В творчестве Владимира Владимировича Михаил Афанасьевич занимал особое место. Только ли потому, что Сталину нравилась пьеса «Дни Турбиных», которую он смотрел 15 раз? Было ли их противостояние основано на взаимной зависти, или все-таки они понимали друг друга гораздо глубже, чем могли себе это позволить при жизни?
Почему для своего романа Булгаков берет именно хлесткое, амбициозное стихотворение «Юбилейное»? Не потому ли, что автор «Мастера и Маргариты» признавал только поэзию Пушкина, а сравнение Маяковского с великим Русским поэтом было кощунственным для Булгакова? «Юбилейное» написано в 1924г. за 2 года до постановки «Дней Турбиных», на 125-летие со дня рождения А. С. Пушкина:
«После смерти
нам
стоять почти что рядом:
вы на Пе,
а я
на эМ.»
В самом стихотворении можно увидеть отсылку к стихотворению А.С.Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», строчки которого вырезаны на его пьедестале на памятнике
«На Тверском бульваре
очень к вам привыкли.
Ну, давайте,
подсажу
на пьедестал.» -
в котором поэт увековечивает себя самостоятельно.
Но если Маяковский ведет достаточно снисходительный разговор с Пушкиным: «я даже ямбом подсюсюкнул, чтоб только быть приятней вам», то у Булгакова совсем по-другому обыгрывается встреча с памятником Пушкину, и «разговор» «пролетарского поэта» Александра Рюхина начинается совершенно по-другому: «близехонько от него стоит на постаменте металлический человек, чуть наклонив голову, и безразлично смотрит на бульвар.» «Рюхин встал во весь рост на платформе грузовика и руку поднял, нападая зачем-то на никого не трогающего чугунного человека», в то время, как Владимир Маяковский просит Пушкина прислушаться к нему из вечности:
«Дайте руку!
Вот грудная клетка.
Слушайте,
уже не стук, а стон…»
и рассказывает о своей жизни. Почему Рюхин нападает на памятник?
Маяковский говорит, что поэзия Пушкина актуальна и в его время: «Мы крепки, как спирт в полтавском штофе», что он уникальный поэт, но кроме Пушкина нет равных по духу и величию.
«Были б живы -
стали бы
по Лефу соредактор.
Я бы
и агитки
вам доверить мог...
Вы б смогли -
у вас
хороший слог.»
Маяковский считает, что только Пушкин может оценить его по достоинству. В стихотворении переплетается и личная трагедия Маяковского, и его сатира, и попытка заслужить звание величайшего поэта современности, чтобы стать равным самому Пушкину.
Маяковскому необходимо заручиться поддержкой именно Пушкина, т.к. его поэзия существует вне времени и пространства.
«Только вот
поэтов,
к сожаленью, нету -
впрочем, может,
это и не нужно.»
Если сравнить параллель разговора Маяковского
«Сукин сын Дантес!
Великосветский шкода.
Мы б его спросили:
– А ваши кто родители?
Чем вы занимались
до 17-го года?», -
и Рюхина, то в романе Булгакова, он приобретает совершенный иной трагический смысл: «какой бы шаг он ни сделал в жизни, что бы ни случилось с ним, все шло ему на пользу, все обращалось к его славе!.. стрелял, стрелял в него этот белогвардеец и раздробил бедро и обеспечил бессмертие…», бессмысленность и беспомощность говорящего. Маяковский поддерживает творчество Пушкина, в то время как Рюхин все списывает на удачу и судьбу. Если Маяковский: «Может,
я
один
действительно жалею,
что сегодня
нету вас в живых.», -
пытается привлечь внимание Пушкина, то Рюхин откровенно завидует и не понимает его гениальности: «Но что он сделал? Я не понимаю… Что-нибудь особенное есть в этих словах: "Буря мглою…"? Не понимаю!.. Повезло, повезло!» Рюхин – фаталист и не верит, что человек сам может изменить свою жизнь, Маяковский стремился сделать мир лучше с помощью революции в поэзии.
Однако и Маяковский, и Рюхин - амбициозные поэты, которые мечтают о признании и известности. Даже завидовать великому поэту, наверное, может лишь тот, кто обладает достаточной харизмой и самоуверенностью. Сам Владимир Маяковский не страдал ни от недостатка ни первого, ни второго. До конфликта в клинике с Бездомным Рюхин не задумывался о своих стихах, и только после слов «…вы загляните к нему внутрь − что он там думает… вы ахнете!», - герой задается вопросом: «Что же принесут ему эти стихотворения? Славу? "Какой вздор! Не обманывай-то хоть сам себя. Никогда слава не придет к тому, кто сочиняет дурные стихи.» Он уже отдает себе отчет о бездарности собственных стихов. «Вы сличите с теми звучными стихами… "Взвейтесь!" да "развейтесь!"… Что он вкладывает в свои стихи?
Спивается Рюхин из-за творческого кризиса, когда понимает, что «не верю я ни во что, что пишу». Образ Рюхина очень емкий, глубокий и трагедийный. Это человек, который понял бессмысленность своей работы, но не понимает, как залатать эту дыру и заполнить новым смыслом. Если Бездомный пускается на поиски своего Пилата, чтобы найти новый смысл в жизни, то Рюхин топит свое горе в алкоголизме: «в полном одиночестве, сидел, скорчившись над рыбцом, пил рюмку за рюмкой, понимая и признавая, что исправить в его жизни уже ничего нельзя, а можно только забыть.» Впервые Бездомный чувствует отвращение к собственным стихам еще при встрече с Воландом: «Но вчера еще радовавшее доказательство славы и популярности на этот раз ничуть не обрадовало поэта.». Воланд ничего не говорит о стихах Бездомного, но фраза: «Помилуйте, кто же вас не знает?» звучит насмешливо, что поэт не достоин славы. Бездомный чувствует поддельность собственных стихов и высказывает Рюхину свое мнение открыто. Сам Бездомный уже психанул на события и обегал пол-Москвы. Но как поведет себя Рюхин в грузовике? Сначала он вымещает злость на полотенца: «Да ну их к черту! Что я, в самом деле, как дурак верчусь?..» и погружается в разговор с собой.
Из небольшого фрагмента читатель понимает, что Рюхин старше Бездомного и даже когда-то помогал ему: «отогрел у себя на груди змею». Их возраст очень показателен с точки зрения сравнения двух персонажей: Бездомному – 23, а Рюхину – 32. Примечательно, что Маяковский покончил жизнь самоубийством в 36 лет, и в «Юбилейном» он уже предвидит скорую смерть: «скоро я умру и буду нем…», а в эпилоге «Мастера и Маргариты», где события происходят через несколько лет, о Рюхине нет никакого упоминания.
Для Булгакова не существует случайных чисел и совпадений, тем более в романе «Мастер и Маргарита». Писатель использует зеркальные даты, чтобы показать возможное будущее героя. Выходит, что Рюхин – это перспектива Бездомного через 9 лет. «И дальше он будет сочинять по нескольку стихотворений в год. − До старости?»
Для самого Рюхина подобная судьба кажется ужасной. «До старости». Невозможность изменить свою судьбу накатывает на него. «Поэт истратил свою ночь, пока другие пировали, и теперь понимал, что вернуть ее нельзя… ночь пропала безвозвратно.» Кажется, что за одну ночь поэт начал смотреть на свою жизнь по-другому. Кажется, что не только ночь прошла, а целая жизнь. И ее уже не вернуть. Разочарование в собственной поэзии для Рюхина означает разочарование в себе. «И горе не в том, что они обидные, а в том, что в них заключается правда.» Бездомный наступил на больное место коллеги, обнажив несоответствие его стихов и внутреннему миру. Чувство разочарование не дает возможности к новому началу, именно поэтому в последние годы жизни Маяковского судачат о том, что он «выдохся, исписался».
Очень часто на трибуне Маяковский вопрошал: «Вы хотите сказать, что я продался советской власти?», но никто отвечать ему не решался. Булгаков ответил ему посмертно: «Всё равно, как бы писатель не унижался, как бы не подличал перед властью, всё едино, она погубит его. Не унижайтесь!» Хотя сам в 1939г. идет на компромисс с собственной совестью, начиная пьесу «Батум» о молодом Сталине, что и послужило началом творческого конца…
«Будто бы вода –
давайте
мчать болтая,
будто бы весна –
свободно
и раскованно!
В небе вон
луна
такая молодая,
что ее
без спутников
и выпускать рискованно…»
Из этих строк у Булгакова рождается полет при луне, свобода, полнолуние и лунная река, которые сливаются воедино: «лунный путь вскипает, из него начинает хлестать лунная река и разливается во все стороны.»
Если Рюхин – это Маяковский, то Бездомный… это поэт, который собирается написать роман о Пилате?..