Различные версии апокалипсиса/конца света/завершения времён, как такового, присутствуют практически во всех религиях. В христианстве, например, апокалипсис тесно связан с войнами по всей земле, воскресением мёртвых и пришествию Бога во плоти на землю (т.н. "Второе Пришествие"), с последующим Божественным судом над всеми людьми, примерно такая же концепция есть в исламе ("киямат"), за исключением пришествия воплощённого Бога, а также в иудаизме. В индуизме существует понятие "пралая" - завершение эпохи ("юги"), за которой следует полное очищение вселенной от всей жизни и последующее возобновление/восстание жизни в новой эпохе, собственно, в буддизме концепция схожа, и приурочена к череде бесконечных временных циклов ("маха-кальп"). Пожалуй, единственный комплекс религий, где учение про апокалипсис не присутствует вовсе, или этому моменту уделяется наименьшее значение, это различные камерные политеистические верования различных племён и малых народов, которые не получили широкого распространения.
Отдельно выделим митраизм и культы Сола-Гелиоса, где также представлена концепция завершения цикла времени. В каждом митраистском храме (митреуме) была представлена гравюра, изображающая Митру (Бога солнца и договора) закалывающем быка (т.н. "Тавроктония"). На первом плане всегда изображается сам Митра, держащий под собой быка и наносящий ему удар кинжалом (мечом). Здесь уже видны первые скрытые символы - Митра, как Бог, как первозданная энергия сотворения, властвует над быком, символизирующим материальный мир и человечество, его упорство и стойкость, поэтому Митра находится как-бы верхом на быке (в таком формате о Митре-Гелиосе писал Порфирий, финикийский философ, описывающий Митру как "Держащего меч Ареса и едущего на быке Афродиты"), не давая быку и шанса на побег. Выбор быка как жертвенного символа не случайный - солярные культы и верования в первую очередь были распространены у воинов, ремесленников и земледельцев, а бык в земледелии это животное-кормилец, с помощью которого возделывали поля. Неудивительно, что зачастую именно быков приносили в жертву Богам или передавали в дар правителям. Бык - символ мощного рода, от того, насколько бык силён и вынослив зависит потомство и судьба стада. Здесь мы видим столкновение мира духовного и мира материального, где мир духовный, Божественный, побеждает.
Однако, Митра не упивается своей победой над быком, наоборот - он отворачивается от быка в сторону изображения Сола-Гелиоса, создателя всего сущего, воплощающего первичный солярный принцип преображения и развития, указывая на то, что победа над быком сделана не из ненависти, не из желания уничтожить материальное, но из принципа возрождения и преображения. Голова быка же направлена в сторону изображения луны (недаром рога быка являются символом полной луны), а луна в свою очередь символ иллюзий мира, именуемых "Майя". Митра не просто убивает быка, он жертвует его Солнцу-что-преображает, а далее на фреске мы видим собаку, скорпиона и змею, которые терзают быка, дабы ускорить его гибель. Символ собаки обозначает малых духов/божеств, спутников Митры, помогающих на пути преображения, а скорпион и змея символы страданий, через которое проходит человек и человечество чтобы преобразиться. Иногда на фресках изображаются две человеческие фигуры по бокам от Митры, несущие факелы - Кавт и Кавтопат, Альдебаран и Антарес, близнецы, между которыми нет различий, являются символами утверждения круговорота жизни и смерти, Кавт - жизнь, Кавтопат - смерть, символами начала и конца, олицетворяют принцип возвращения к исходной точке, и указывающие на то, что между гибелью, жизнью и возрождением нет границ, всё находится в Божественном балансе и равновесии. В момент гибели быка, его тело и хвост преображаются - из хвоста расцветают колосья, а тело сливается с землёй, которая даст новые плоды. Важный момент как в рамках митраизма, так и в рамках анализа различных производных апокалипсиса - ритуалу жертвы быка не предшествует войны, упадок жизни и массовые страдания людей, как это представляется в большинстве апокалиптических концепций. Речь идёт скорее о цикле, о том, что жизнь и смерть идут рука об руку, и над всем властвует только Воля Бога, Сола-Гелиоса, Незримого Солнца - жизнь это путь, а смерть не завершение пути, но начало новой жизни как в рамках человеческого пути, так и в рамках всей вселенной.