Найти тему
Царьград

Лавров высек Штаты на заднем дворе: Молниеносный ответ Байдена

ФОТО: PETTY OFFICER 2ND CLASS CHRISTIN/GLOBALLООKPRESS
ФОТО: PETTY OFFICER 2ND CLASS CHRISTIN/GLOBALLООKPRESS

Стремительный рост влияния России в Латинской Америке стал очевидным после турне главы нашего МИД Сергея Лаврова по ряду стран региона. Реакция Вашингтона была молниеносной и истерической. США строят новые планы уничтожения союзников России в Западном полушарии – Кубы, Венесуэлы и Никарагуа. При этом первый и главный удар планируется нанести по Венесуэле.

Странный саммит

Когда министр иностранных дел России на днях совершал турне по странам Латинской Америки (Бразилия, Венесуэла, Никарагуа, Куба), американская печать жёстко критиковала президента Байдена за то, что он упустил этот регион и отдал его на откуп русским, которые "легко приобретают себе друзей в Латинской Америке" на волне резкого роста левых тенденций во всех странах региона. Эта истерическая реакция прессы отражала настроение самих обитателей Белого дома. Ответ вашингтонской администрации на поездку Лаврова по "американским задворкам" был молниеносным. 20 апреля, когда Лавров ещё только прибыл на Кубу, Белый дом "вызвал на ковёр" президента Колумбии Густаво Петро, который в тот же день встретился с Байденом. Обсуждали то, как Колумбия может "помочь Венесуэле выйти из политического кризиса". Но при чём тут колумбиец Густаво Петро? И почему обсуждали Венесуэлу?

В центре беседы двух президентов был намеченный в Боготе на завтра, 25 апреля, "саммит по кризису в Венесуэле", который созывается по инициативе президента Колумбии. Уже заявлено участие в нём министров иностранных дел из 19 стран Европы, Латинской Америки и США. Байден и Петро обсуждали как раз то, "на что надо обратить внимание" в ходе саммита. Формально он нацелен на возобновление диалога между правительством Венесуэлы и местной оппозицией, который, как ожидают американцы, должен привести к согласию о проведении "прозрачных президентских выборов", намеченных на 2024 год. При этом любопытно, что представителей правительства Венесуэлы и оппозицию в Боготу не пригласили.

После переговоров с Байденом Петро сделал примечательное заявление о том, что "санкции с Венесуэлы будут сняты после того, как там пройдут свободные выборы". Это заявление прозвучало как приказ. И потому вызвало массу вопросов по поводу роли президента Петро во всей этой игре.

 ГУСТАВО ПЕТРО И ДЖО БАЙДЕН. ФОТО: OLIVER CONTRERAS - POOL VIA CNP/GLOBALLООKPRESS
ГУСТАВО ПЕТРО И ДЖО БАЙДЕН. ФОТО: OLIVER CONTRERAS - POOL VIA CNP/GLOBALLООKPRESS

Откуда взялся Густаво Петро?

Чтобы понять подоплёку происходящего, обратимся к прошлому Густаво Петро. Он был известен не просто как сторонник левых взглядов, каковые очень популярны во всех странах Латинской Америки. Он – один из бывших лидеров левой партизанской организации "Движение 19 апреля" (Movimiento 19 de Abril, М-19), которая с 1970 года вела вооружённую борьбу против местных властей. М-19 была второй по численности партизанской группировкой в Колумбии после "Революционных вооружённых сил Колумбии", которая в 1964 году начала свою вооружённую "революционную борьбу" с правительством "за построение Новой Колумбии, общества социальной справедливости и социального равенства". Похожие лозунги использовала и М-19.

Обе группировки возникли на волне, как говорят, "кубинского социализма", в чём просматривается намёк на причастность колумбийского партизанского движения к Кубе. Вероятно, на первом этапе так оно и было. Однако левые партизаны довольно быстро скомпрометировали себя связями с наркоторговцами и захватом заложников, в связи с чем получили от властей название "наркопартизан". Кубинское руководство в лице Фиделя Кастро публично осудило "методы борьбы" колумбийских партизан. Что касается лично Густаво Петро, то в 1990 году он принял личное участие в налаживании мирных переговоров с правительством и помог властям в прекращении деятельности М-19. Был амнистирован и активно участвовал в формировании политической партии "Демократический альянс M-19" (AD M-19).

За Петро, как все думают, тянется шлейф приверженности кубинским революционным идеям, которые разделяет и нынешнее руководство Венесуэлы. И в самом деле, бывший левый партизан Густаво Петро, придя к власти год назад и используя свой "прокубинский бэкграунд", начал играть роль "друга Венесуэлы". Местная пресса приписывает ему "навязчивую идею, которая заключается в том, чтобы Венесуэла вернулась на демократический путь и чтобы международные санкции против неё были отменены". Петро объявил себя "другом" президента Венесуэлы Николаса Мадуро, неоднократно с ним встречался и "напоминал Мадуро о необходимости вернуться к либеральной демократии, чтобы нормализовать политическую жизнь Венесуэлы и сделать её такой же, как и во всём регионе".

 НИКОЛАС МАДУРО. ФОТО: PEDRO RANCES MATTEY/GLOBALLООKPRESS
НИКОЛАС МАДУРО. ФОТО: PEDRO RANCES MATTEY/GLOBALLООKPRESS

Троянский конь

Есть серьёзные основания полагать, что Густаво Петро играет роль троянского коня и действует не в интересах правительства Мадуро, как он это публично представляет, а в интересах США. Было невозможно поверить в то, что США, контролируя дыхание каждого колумбийского политика, допустили к власти в этой стране явного антиамериканиста, сторонника кубинской революции. Нынешняя колумбийская возня вокруг Венесуэлы укрепляет версию о том, что Густаво Петро – это спланированный Штатами антивенесуэльский проект.

Колумбия – это единственная в Латинской Америке страна, имеющая статус партнёра НАТО. И надо понимать, что власти Колумбии ничего не делают без согласования с США. Ни в одной стране региона американцы не чувствуют себя свободнее, чем в Колумбии. Именно эта страна рассматривалась американцами как плацдарм для прямого вооружённого вторжения в соседнюю Венесуэлу. Сегодня Венесуэла сошла с газетных полос по причине провала всех попыток США сместить правительство Мадуро, изменить режим в стране и вернуть американским компаниям контроль за самыми крупными в мире месторождениями нефти. Но стратегические планы США в отношении Венесуэлы не изменились.

Учитывая то, что Колумбия является собственной вотчиной США в самом широком смысле слова, нельзя исключать, что Вашингтон способствовал победе Густаво Петро на прошлогодних президентских выборах в Колумбии, чтобы задействовать его в отношении Венесуэлы как "засланного казачка". Расчёт на то, что, имея в "анамнезе" левые взгляды и вооружённую борьбу против "американского империализма", Густаво Петро легко вотрётся в доверие к Николасу Мадуро и убедит его открыть двери для западных наблюдателей на президентских выборах в 2024 году в обмен на снятие американских санкций.

Изменение тактики

Все попытки Вашингтона скинуть правительство Венесуэлы с помощью санкций, международной изоляции, попыток госпереворота и физического устранения Мадуро ни к чему не привели. Не сработал даже суливший американцам успех проект "временный президент Хуан Гуайдо". Поэтому теперь американцы делают ставку на "прозрачные выборы" под наблюдением представителей США, Евросоюза и Организации американских государств (ОАГ). Задача США в рамках саммита в Боготе – выработать некую "международную платформу" с целью принудить президента Венесуэлы Мадуро возобновить переговоры с венесуэльской оппозицией, которые застопорились с ноября 2021 года, и подписать с ней договорённости о "прозрачных" президентских выборах.

Любой результат этих выборов будет выгоден США. Если Мадуро проиграет – задача будет решена. А если выиграет, то его победа будет объявлена фальсификацией и вступит в силу точно такой же план смены власти, какой был разыгран в Боливии на президентских выборах в 2019 году. Тогда наблюдатели от ОАГ объявили о "фальсификации" при подсчёте голосов в пользу действующего президента Ево Моралеса. Это стало причиной госпереворота в Боливии, Моралес был вынужден бежать из страны.

Кстати, точно такой же сценарий был разыгран ещё раньше, в 1989 году, в Никарагуа. Тогда действовавшие в интересах США президенты четырех стран Центральной Америки под благовидными предлогами вынудили президента Никарагуа Даниэля Ортегу подписать на встрече в сальвадорском местечке Коста-дель-Соль (февраль 1989 г.) разработанный президентом Коста-Рики Оскаром Ариасом "мирный план для Центральной Америки", который предусматривал такие же "прозрачные выборы".

На самом деле текст плана был разработан в США. В результате население Никарагуа подверглось массированной американской пропаганде, избирателей подкупали в интересах оппозиции. Был использован фактор усталости народа от десятилетней гражданской войны – между правительственными силами и проамериканскими "контрас". Автор этих строк, работая в те годы в Центральной Америке, был свидетелем антиникарагуанского шабаша в Коста-дель-Соль. Даниэль Ортега на этой встрече был буквально загнан в угол. А советская дипломатия вовремя не распознала подвох. В результате Ортега проиграл выборы и вынужден был отдать власть проамериканским силам на долгие годы. На нынешнем венесуэльском саммите в Боготе роль "засланца", которую в Коста-дель-Соль играл костариканец Оскар Ариас, будет исполнять колумбиец Густаво Петро. И если американцам удастся с его помощью свалить Мадуро, Петро получит Нобелевскую премию мира, как её получил Ариас за операцию против Ортеги.

Почему Венесуэла на прицеле?

Главным объектом атаки США является Венесуэла, а не Куба или Никарагуа, где Ортега снова у власти. Почему? Потому что Венесуэла – энергетический донор Гаваны и Манагуа. Без венесуэльской нефти эти две страны, союзницы России, обречены на резкое обострение экономического кризиса, который может стать причиной критического для властей Кубы и Никарагуа социального напряжения. Сместив Мадуро и изменив социально-политический строй в Венесуэле, США рассчитывают автоматически добиться того же на Кубе и в Никарагуа, которые лишатся нефтяной подпитки – и население этих стран может быть доведено до отчаяния. Не будет Венесуэлы – не будет Кубы и Никарагуа. Не будет больше никакого "революционного кубинского примера" в Латинской Америке и, соответственно, русского влияния. Таков замысел США. Это и есть многоходовый ответ американцев на активизацию России на их "заднем дворе".

Между тем Николас Мадуро выразил "полную поддержку саммиту" в Боготе, заявив, что эта встреча "позволит активизировать борьбу Венесуэлы за достижение уважения её суверенитета… и окончательную отмену всех односторонних принудительных мер". Но Мадуро опытный политик и до сего момента слыл большим специалистом по разгадыванию американских головоломок. Осталось надеяться, что президент Венесуэлы понимает те хитроумные манёвры, которые вокруг него совершают США с помощью его колумбийского "друга".

Автор: ИГОРЬ ПШЕНИЧНИКОВ