Убийство в самых изощренных формах, реки крови, грубый сленг вперемежку с матом, сюжет, близкий по фантастичности к индийскому, но в исполнении европейских актеров – так выглядит большинство современных кинофильмов. И зритель такого кино под стать своему увлечению: неприхотлив в выборе фильмов, смотрит их все без разбора, в его речи и поведении прослеживаются манеры экранных кумиров. Так бывает с людьми, подверженными чужому влиянию, и их немало. Следовательно, не будет преувеличением заявление о том, что кино взяло на себя функцию воспитателя личности. В исполнении этой серьезной миссии ему по праву можно присвоить второе место – после семьи, а бывает и наоборот.
В перестроечный период в России на смену старому, доброму кино пришло кино новое, западное, убеждавшее зрителя в том, что «добро должно быть с кулаками». А отечественная киноотрасль лет десять пребывала в состоянии забытья. Так бы мы и продолжали во всех прорехах общественных нравов обвинять американское кино, если бы отечественное не возродилось с новым лицом, ничем не отличавшимся от американского. Не придающая ни художественности, ни самобытности «сюрреалистическая» сцена – будь то мат или отправление физиологических нужд – почти необходимый элемент современного кино. Речь, конечно, не о мировом кинематографе, а о том, что чаще всего предлагается российскому зрителю. Хорошие фильмы есть, да не про нашу честь. Нам же сегодня все больше с экрана воспевают измену, предательство, преступления самого разного рода, внебрачную связь. Возможно, создатели таких фильмов верят в то, что занимаются богоугодным делом, служа искусству. В действительности же они разжигают «похоть очей, похоть плоти и гордость житейскую», попирая духовные ценности. Почему же в настоящее время в форме киноискусства нам предлагают все больше непотребы? Об этом – работники киноотрасли:
ПОТАПОВ В.Н. Кубанькино, методист по работе с детьми, юношеством и молодежью
– Дети и молодежь – это как раз та аудитория, для которой кино – настоящий образец для подражания. Насколько кино сегодня соответствует этому призванию?
– В силу своей синтетической природы кино вобрало в себя множество других искусств – театр, музыку, живопись и т. д. Оно, действительно, обладает мощным эмоциональным воздействием на умы и сердца молодого поколения и, конечно, общество и руководство страны должны обращать внимание на то, как развивается кинематограф в нашей стране, и регулировать это. К сожалению, 90% фильмов, которые смотрит население нашей страны, – американские. И фильмы эти не всегда изображают то, что надо. Современный кинематограф, ориентированный только на получение прибыли, далек от совершенства в плане пропаганды нравственности.
– Как получилось, что нашего зрителя захлестнуло зарубежное кино? Почему отечественное кино выдержало такую многолетнюю паузу в перестроечный период?
– Ответ очень прост: рынок диктует свое. Что не продается, то не покупается. Что это значит? Кинопроизводящие студии и кинопрокатные организации не могут без конца закупать то, что они потом не могут продать. При закупке фильма учитывается его художественное достоинство и цена, а хорошие фильмы стоят достаточно дорого.
– Редкий фильм сегодня обходится без сцен насилия. Оружие во всех его проявлениях – непременный атрибут как зарубежного, так и нашего кино. Чем это может привлекать зрителя?
– Я бы сам об этом спросил тех, кто смотрит такие фильмы. А банальностей повторять не хочется. Ведь существуют разные точки зрения на увлечение фильмами – боевиками. Одна из них – сама человеческая природа. Каждое поколение, видимо, усматривает в этом что-то свое. Молодые люди, подростки, глядя на сильных, красивых героев фильмов, хотят быть похожими на них. Почему таким кино интересуются взрослые, зрелые личности, я не знаю. Наверное, этот интерес зависит от уровня человека. Те, с кем общаюсь я, предпочитают фильмы, которые составляют золотой фонд российского и мирового кинематографа.
–Каковы, на Ваш взгляд, перспективы нашего кино на ближайшие годы?
– Наверное, я не скажу ничего нового, ведь пресса часто говорит о том, что российское кино переживает расцвет, выходит на мировой уровень и наши фильмы по зрелищности могут конкурировать с фильмами европейскими и американскими. А что касается качества, внутреннего содержания, мне кажется, наше кино в своих лучших образцах никогда не уступало другим.
Мартин ДЮПОН, писатель-сценарист, США
–Кино признано наиболее популярным видом современного искусства. Почему многие предпочитают фильмы литературе?
– Кино предлагает визуальное отвлечение. И это не требует каких-то усилий или знаний. Этим оно и привлекает.
–Какие фильмы нравятся Вам?
– Запоминающиеся. И те, которые содержат сильные послания.
– На Западе говорят: «Мы есть то, что мы смотрим». Как Вы прокомментируете это высказывание?
– Да, это так. И с этим согласны многие психологи. Чаще всего нас тянет к тем фильмам, которые олицетворяют наше мировоззрение. Так, одни фильмы привлекают молодых, другие – старшее поколение, третьи – всех. Например, «Титаник» – эпическая история любви – интересен зрителям разного возраста от 12 до 80 лет.
– Каковы основные функции кинематографа по отношению к обществу?
– Кино способно оказывать и часто оказывает сильное влияние на социальные моменты. Из недавних таких фильмов я бы назвал «Отель Руанда», «Слезы солнца», «Монстр» и новая, восторженно принятая «Северная страна». Утверждение о том, что киноиндустрия сознательно выполняет эту роль, сомнительно. Как и в любом капиталовложении, здесь главным мотивом является прибыль, а не изменение общества. Если кассовое кино представляет собой еще и послание обществу, это послание заслуживает награды.
–Вы пишете сценарии. Какие качества приносят успех сценарию, кинофильму?
– Диалог кино окончательно прокладывает путь восприятию зрителя. Высказывания, исходящие от персонажей и формирующие мысленную картину, должны дополняться увиденным на экране. И, что еще важнее, являться обращением. В «Гладиаторе» фраза “Unleash hell” (развязанный ад - ред.), которую Рассел Кроу произносит в начале битвы между римскими легионами и их германскими противниками, стала очень популярной в американском спортивном и общем лексиконе. Или высказывание Аль Пачино «познакомься с моим маленьким другом» (о модифицированном М-16, вооруженном гранатометом) – шедевр сценарного мастерства.
– Матерные слова не использовались в старых фильмах. Почему они допускаются теперь?
– Мир изменяется. Реальность диктует ту лексику в кино, которая обычно используется в речи народа.
– Не пора ли подать пример морали, благодетели посредством кино? Думаете ли Вы, что такое кино будет менее популярно сегодня?
– Некоторые фильмы несут в себе те моменты, о которых Вы говорите. В них положительный герой является главной темой. “Men of Honor” ( «Люди чести» - ред.) – один из примеров. Популярность основывается на содержании фильма. И положительное кино может производить огромное влияние.
Вот так обстоит дело с кино сегодня. Как видим, специалисты данной отрасли подтверждают догадки о том, что далеко не всякое кино заслуживает внимания. Не стоит наивно полагать, что все фильмы созданы с искренней заботой о нашем с вами досуге, а уж тем более – с целью заставить зрителя помыслить о возвышенном. Возможности кинематографа как реформатора общества безграничны. Доказано, что его продукция влияет не только на поведение масс, но и на ход политики, развитие экономики, духовности нации. Пусть же об этом помнят те, в чьих руках сосредоточено это мощное средство – кино.
Мариет Кочтюрк