Эхо фестиваля «Открытая Арктика» донесло до нашего города российский фильм «Плакать нельзя» Натальи Назаровой: драму о спасении российского ребёнка от скандинавской системы опеки.
Дело происходит в неназванной скандинавской стране —это может быть Финляндия или Норвегия. Многие герои общаются на английском (из-за интернационального актёрского состава), а сами съёмки проходили в Калининградской и Псковской областях.
В начале мы знакомимся с семьёй главной героини Татьяны. Сама она иммигрантка и видеоблогер, рассказывающий о женском счастье и бытовых особенностях жизни за рубежом. Муж — военный корреспондент, пропадающий в командировках.
Взвинченная из-за того, что от него давно нет новостей, она конфликтует с сыном Колей. Тот мести ради сбегает из дома и обращается в некую службу защиты ребенка. А там, выяснив, что Татьяна надавала ему подзатыльников, решают, что мальчик должен жить в других семьях, и мать, опомнившись, пытается его разыскать и вернуть себе.
Конфликт обретает криминальный характер, когда в сюжете появляется русский парень Алексей в исполнении Ивана Янковского. Он помогает бороться за ребёнка уже с оружием в руках.
Невозможно не отметить атмосферу фильму, создаваемую пейзажами: снятыми с высоты птичьего полёта лесами и заснеженными горами. И вообще, снега и льда в картине очень много — всё, как мы тут на канале любим.
Сам фильм оставляет вопросы. Да, юстиция воображаемой скандинавской страны жестока и несправедлива. Но права ли героиня, поднимающая руку на ребёнка? Европейцы все как один изображены крайне неприятными типами, практически фашистами, и убийство служащей органов опеки показано чуть ли не как победа на поле боя. Стоило ли это показывать настолько однобоко?
В финале счастливо воссоединившаяся семья пересекает границу России и, видимо, оказывается в безопасности. Но так уж совпало, что в тот же день на фестивале мы посмотрели якутский фильм «Дьулуур», где был почти аналогичный сюжет: девочку без всяких оснований забирают в детский дом, и её старшему брату приходится преодолевать массу препятствий, чтобы забрать её оттуда. Только на этот раз события происходят в России.
Так что за героев «Плакать нельзя» успокаиваться рано. Ясно, что законы о детях везде далеки от совершенства и требуют самого широкого обсуждения и доработки. Но в фильме концовка смазана и выводы неясны: то ли он о том, как широкая русская душа, вмещающая любовь и рукоприкладство, противостоит бездушной Европе, то ли говорит о том, что в достижении
цели нельзя останавливаться, то ли о том, что родная семья превыше всего.
Посмотрите— и решите сами. Сюжет в любом случае поневоле затягивает, а красивые снежные виды (как нам рассказали на встрече, частично созданные с помощью компьютерной графики, чего совсем незаметно) — восхищают.