Вот вы ностальгируете по утрате Советского Союза, а я вам скажу, что хреново мы тогда жили, да. Даже не буду спускаться в 60-70-е, их уж мало кто помнит, возьмём 80-е. Мы жили в то время в благословенной Украине. Почему благословенной? Так мы, приехав туда из Магнитогорска, испытали культурный и гастрономический шок! У нас мясо, например, продавали по талонам. На талоне так и написано «мясо». А что «выбросят» (слово-то какое многообещающее, а?) — дело десятое. Бери что дают.
Зашли в Запорожье в магазинчик в посёлке, где нас поселили, вдали от центра. На витрине читаем ценники: куры, утки, баранина, говядина, свинина. Мы таких слов не знали! У нас же было только «мясо». Вот где должно было развернуться моё кулинарное творчество! Да и развернулось!
Анекдот из того времени помню. В Киев приехал русский турист, и смеясь, спрашивает у местного друга:
— А почему у вас на магазине написано «Овощей»?
— Я же не спрашиваю, почему у вас на магазинах написано «КолбасЫ»!
Ну, это, так, не берите в голову!
Сейчас разговор не про продукты. К 1987 году и на Украине со снабжением стала просто беда! Мы же нашли выход! До Москвы — ночь на поезде! Муж собирался, ехал в Москву, покупал продукты и то, что попадётся на глаза. Как-то раз, на глаза ему в трамвае попалась женщина с коробкой, на которой были нарисованы сапоги женские.
— Простите, пожалуйста, а вы где сапоги брали? — обычный разговор советских людей.
— Да вот здесь, в поликлинике, в подвальчике дают.
— А, так там, наверное, для своих!
— Да вы что! Кто ж знает, свой или нет! Подходите и берите!
Муж вышел из трамвая и рванул в указанное место. С купленным уже мясом, если что.
Так как 37 размера сапог уже не оказалось, он, огорчившись, купил две пары 38-го. С этим добром я его и встречала дома.
Сапоги! Это была сказка! Не какие-то там чешские или югославские! Это были финские зимние сапоги. Снизу, на стопе — кожаные, а голенища — замшевые, с кожаным узором! Изящный каблучок. Тёмно-синего цвета. Я бы даже сказала цвета яиц странствующего дрозда — самое то для описания удивительных сапог! У меня отродясь ничего финского в то время не было! И тут такие мягкие, удобные, тёплые, да что говорить, просто шикарные сапожки!
Маленько великоваты. Ничего, с тёплым носочком наденем! Носила я сапоги лет пять, может, и больше…
Что же делать со второй парой? Ясен пень. Продавать на базаре! Купил за 80 рублей, продавать решили за 140. Благословясь, в воскресенье муж пошёл на рынок. У меня был грудной ребёнок на руках, я только морально поддерживала супруга.
Вернулся через пару часов, сияет, как пасхальное яйцо.
— Продал?
— Ты не представляешь! Они аукцион устроили! Только вынул сапог, подбежала девушка, сразу сказала, что берёт. Тут же вторая тётка налетела, спросила за сколько продаю и заявила, что покупает за 160. Третья бежит — 180. Вот. За 180 и сторговались.
Как с куста сорвали стольник. И, тем не менее я повторяю: жили хреново! Не должен цивилизованный человек прозябать в таких условиях. Людям полагается думать о высоких материях, а не о том, что зимой на ноги натянуть. Вспомните фильм «Самая обаятельная и привлекательная».
— Надо же… Совсем другой человек… — Сказала Надя Клюева, примерив на себя одежду «от фарцовщика». Да, другой человек. Уже не «совок». И никто меня не убедит, что страна, делающая лучшие в мире ракеты, не имела возможности стачать нормальные женские сапоги. Или платье. Или трусы. Да делали, конечно. Но для избранных. Для своих.
В другой раз расскажу, как мы комнату продавали, тоже мероприятие не для слабонервных…
Подписывайтесь на канал, повспоминаем нашу молодость.