Если для обывателя зима это даже где-то красиво, то для автолюбителя, это время сплошных головняков и проблем. Тут тебе и обледенелые стекла и холодные сидения, и потерявшие эластичность амортизаторы, да и аккумулятор дохнет. Причем это сейчас, в наше время, когда машины стали гораздо более комфортными, да и в городе всегда есть куда обратиться за помощью. Поэтому сегодня я предлагаю вспомнить, как зимой выживали в условиях Крайнего Севера шоферы, у которых не было под рукой антифриза, а кабины автомобиля были из дерева.
Это сейчас все стали избалованными и без удобств уже просто не могут, а несколько десятков лет назад, работали на том что было и не роптали. Особого выбора не было, и на одном и том же ЗиЛе приходилось работать и в больших городах, и в Заполярье, где до ближайшего населенного пункта сотни километров.
Тут проблема утреннего запуска автомобиля покажется детским лепетом. Вспомните что происходит с резиной на хорошем морозе. Уже при холоде в -20 градусов эластичность покрышек начинает падать, а если термометр упал до -40, вообще начинается процесс кристаллизации резины. Так что после холодной сибирской ночевки колеса на ЯАЗах или ЗИСах часто теряли круглую форму и начинали трескаться.
Но резина это еще пол беды, вспомните, даже сейчас масло в коробке на морозе становится густым, а при не очень качественном топливе машина и вовсе может не завестись. А ведь у советских шоферов не было спасительного антифриза , не говоря уж о низкотемпературных маслах и бензине. Топливо марки А-66 и А-70, которое обычно заливали в баки советских грузовиков, при минус 15 уже практически переставало гореть.
Так что приходилось в конце рабочего дня сливать все жидкости из автомобиля, а утром после разогрева снова заливать их на место, и про себя молиться, что бы все нормально запустилось. Впрочем, после очень уж тяжелого трудового дня шоферы иногда шли на хитрость и не желая лишний раз валяться под машиной, добавляли в масло керосин. Бывало что пропорция получалась один к одному при особо сильных морозах. Остальные же жидкости все одно приходилось сливать.
Но даже если двигатель заработал и выдает нормальные средние обороты, это еще не означает что можно пускаться в дорогу. Трансмиссия вполне может оказаться еще холодной. Так что первые 10-15 километров приходилось ехать очень аккуратно, что бы нормально прогреть загустевшее масло в раздатке, коробке передач и ведущих мостах. Если начать рвать с места, можно было легко попасть на ремонт в полевых условиях, на продуваемых ледяными ветрами дорогах.