Найти тему
maria pozyvailova

Клоун, который коллекционирует мгновения

Книгу Генриха Бёлля "Глазами клоуна" мы читали в Книжном клубе Евгении Шафферт. Книгу я взяла в библиотеке в соседнем посёлке и очень удивлялась, что за 23 года жизни ее ни разу не брали читать, а только меняли библиотечные штампы.

Генрих Бёлль в 1972 году получил Нобелевскую премию по литературе за роман "Групповой портрет с дамой". Роман этот я не читала и не уверена, что буду, т.к. повествование о жизни г-на Шнира (клоуна) далось мне с большим трудом.

Несмотря на кажущуюся простоту и легкость слога в романе много слоев, отсылок, завуалированных метафор, не только в сфере литературы, но и религии, живописи и музыки.

Большой пласт в книге занимают отношения людей с деньгами, то что в русской литературе (по крайней мере на уроках в школе) именуется мещанством и скупостью.

Мать вовсе не злая, она просто непостижимо бережлива. Она не разрешила купить новые карты, и мне думается, что обгоревшая семерка червей все еще в игре, но когда мать, раскладывая пасьянс, натыкается на нее, она ни о ком не вспоминает.

Но для меня интереснее оказались не отношения главного героя с деньгами (хотя о них в книге, на мой взгляд, через чур много), сколько его отношения с окружающей реальностью.

Афиша экранизации романа
Афиша экранизации романа

Повествование в целом не содержит сюжета и скорее похоже на прием у психотерапевта, на котором клоун (Я — клоун, официально именуюсь комическим актером, не принадлежу ни к какой церкви, мне двадцать семь лет…) рассказывает историю своей жизни, будто перелистывая фотоальбом с замершими мгновениями. Можно было бы сравнить этот прием с исповедью, но герой сам делает акцент на том, что он вне религии. Это скорее такой автофикшн: что могло бы быть, если бы я был...

В 1968 году Карл Леонгард ввел в психологию понятие "акцентуация личности", которое в нашей стране с легкой руки психиатра Андрея Личко превратилось в "акцентуацию характера". В его классификации 11 ключевых типов характера, и если просто перечитать их названия, то с легкостью можно было бы отнести главного героя книги к истероидам, которые всегда хотят быть в центре всеобщего внимания. Обычно всех артистов и медийных личностей мы склонны воспринимать именно так.

Однако г-н Шнир не из их числа, он скорее относится к психастеническому типа: склонен к самоанализу, длительным колебаниям при необходимости принять какое-либо решение, боязнью ответственности и чрезмерной самокритичностью. Он крайне редко и только под влиянием сильных эмоциональных потрясений совершает импульсивные поступки.

Описание поведения мальчика после известия о смерти сестры
Описание поведения мальчика после известия о смерти сестры

И если посмотреть на книгу с этой позиции, то становится видна внутренняя трагедия человека, который я одной стороны наследник большого материального блага и страны с большой культурной историей, с другой - вместе с этим ему достался груз ответственности за тот ужас, который совершили граждане этой страны в начале ХХ века.

От обеих "даров" Шнир старается отстраниться всеми возможными способами. Когда-то на волне юношеского максимализма он совершает два поступка наперекор семье и общественному мнению: выбирает женщину и профессию. И застревает в последствиях этого выбора - много размышляет, анализирует, постоянно возвращается к деталям и воспоминаниям.

На обложке книги, которую я читала, фрагмент картины Пабло Пикассо, но это не самый точный образ. На картинке ниже скриншот из первой экранизации романа. Главный герой идет со своим братом-семинаристом. Этот портрет гораздо точнее: грим в сочетании с обычной одеждой.

Кадр из фильма "Глазами клоуна" (Германия, 1976)
Кадр из фильма "Глазами клоуна" (Германия, 1976)

Был ли сам писатель прототипом собственного героя? Думаю, что нет. Это скорее вымышленный вариант развития событий, альтернативная личность, размышления на заданную тему.

Подробнее о проявлениях этой акцентуации у подростков можно прочитать тут.