Давайте немного поговорим о загадках японской археологии. Помимо книжечки о приключениях французских солдатиков, у меня в работе есть ещё два весьма обширных перевода, один из которых — энциклопедия синтоизма, т.е. местной японской религии (буддизм там, если кто не помнит, завозной — аж из Индии, через Китай и Корею). Так вот… Переводя кусок статьи об археологических источниках этого самого синтоизма, я совсем чуть-чуть копнула одну тему: «бронзовое изделие в форме колокола, изготовленное в период Яёй», больше известное как бронзовый колокольчик дотаку. Результат этого копания — ниже.
Дотаку (до:таку, 銅鐸) — это бронзовые колокольчики и колокола (от 10 до 130 см), которые отливались древними японцами в эпоху Яёй, т.е. в промежутке с 300 года до н.э. по 250 год н.э. В отличие от современных буддийских колоколов, в которые надо стучать снаружи колотушкой, у многих ранних дотаку были внутри «языки», которые нужно было дёргать за верёвочку.
Для чего их отливали, неизвестно, но явно ради каких-то ритуальных целей. Особенно это заметно по совсем поздним, так называемым «созерцательным» дотаку: они сделались очень большими; у них пропали «язык» и характерные повреждения стенок, которые бывают от ударов звонарей; зато появились украшения в виде разных орнаментов, а некоторые обзавелись ещё и рисунками. Рисунки изображают бытовые и праздничные сцены, а ещё — животных, птиц и насекомых (например, оленей, кабанов, цапель, ящериц, черепах, стрекоз, богомолов и пауков). Суть этих рисунков заставляет исследователей предполагать, что до:таку были связаны с ритуалами плодородия и культом земледелия. Но точно сказать, опять же, нельзя, потому что японцы эпохи Яёй ещё не завели привычки составлять всякие документы и летописи; а когда всё-таки начали заниматься этим похвальным делом, культура использования до:таку была уже накрепко забыта. Мы даже не знаем, как эти штуки назывались на самом деле, ведь «дотаку» (буквально «бронзовыми колокольчиками») их назвали потомки, не имевшие о них ни малейшего понятия.
Однако истинное предназначение дотаку — ещё не всё, что будоражит исследователей. Одна из главных загадок: зачем их зарывали в землю? Эти явно ритуальные предметы очень редко находят в развалинах жилищ и никогда — в могилах. В основном они обнаруживаются неподалёку от поселений, причём — целенаправленно закопанными. Чаще всего дотаку зарывали у подножия холмов, иногда — ближе к вершине, очень редко — на равнинах, а не так давно дотаку нашли даже на берегу моря (см. Мацухо-до:таку, 松帆銅鐸). Обычно их зарывали по одному, положив горизонтально или вверх ногами, но довольно часто попадаются и целые группы. Например, в 1984 и 1985 годах в окрестностях города Идзумо префектуры Симанэ, в земле стоянки Кондзиндани (Ко:дзиндани-исэки, 荒神谷遺跡) были найдены шесть бронзовых колоколов, а в 1996 году на стоянке Камо-Ивакура (Камо-Ивакура-исэки, 加茂岩倉遺跡) из окрестностей города Уннан в той же Симанэ откопали сразу 39 штук! Такие «закопушки» сперва находили в основном в регионе Кансай (префектуры: Хёго — 56 мест, Вакаяма — 41 место, Сига — 41 место), но потом отыскали их и южнее: в Симанэ (54 места) и Токусиме (42 места). К нынешнему времени найдено около 500 дотаку. Однако, где бы их ни находили, понятнее они от этого не становятся.
Впрочем, версий у исследователей всё равно хватает. Давайте посмотрим на различные предположения:
Дотаку поклонялись, моля о хорошем урожае риса и других зерновых.
● На это обычно возражают: если колокол был такой драгоценной вещью, что ему поклонялись как божеству, то и отношение к подобной вещи должно было быть соответствующим, а никаких следов подношений мы не видим. Но, с другой стороны, откуда нам знать, что в ту эпоху понимали под «подношением»?
===
Обычно дотаку закапывали в землю, а потом выкапывали, когда это требовалось для ритуалов и других нужд; но изменение верований и обрядов привело к тому, что использовать их перестали, а потом и вовсе забыли.
● Эту гипотезу выдвинул писатель Сэйтё Мацумото (松本 清張), который серьёзно интересовался историей и археологией. Археолог Сахара Макото (佐原真) поддерживает её, утверждая, что износ орнамента на некоторых колоколах связан не с возрастными изменениями в почве, а с чисткой из-за неоднократного откапывания. Учитывая, что в Юго-Восточной Азии (культура Донгшон) тоже существовала традиция регулярно закапывать в землю ритуальные медные барабаны, чтобы потом откопать во время праздников или похорон, эта гипотеза не кажется такой уж невероятной.
===
Закопанные дотаку посвящались божеству по случаю какого-то великого бедствия.
● Вполне возможно, что большое количество колоколов, закопанных вместе, соответствовало какому-то бедствию и служило искупительной жертвой для разгневанных божеств. Но возникает вопрос, насколько часто в эпоху Яёй происходили такие «великие бедствия», и соответствует ли им число «колокольных захоронений».
===
Дотаку закапывались в землю, чтобы задобрить благодетельных духов земли.
● Древний обычай закапывать в землю медные и бронзовые вещи, чтобы умилостивить земных духов известен в Южном Китае.
===
Пока в Японии не было письменности для вассальных грамот использовались не зеркала, а дотаку.
● Тут следует пояснить, что в последующую эпоху Кофун (250–538 гг.), когда на Японских островах возникло первое государственное образование (Ямато), тамошние государи присылали вождям покорённых земель китайские бронзовые зеркала (до:кё:, 銅鏡) в знак их зависимости и вассального положения. В эпоху Яёй зеркал было ещё маловато, и некоторые предполагают, что вместо них могли использоваться до:таку. Однако возникает вопрос: а было ли кому их рассылать? Вряд ли в тот период существовали такие могущественные люди (или даже группы людей), которым понадобились бы вассальные знаки для других племён. Кроме того, эта гипотеза совершенно не учитывает региональные различия в оформлении всех этих колокольчиков, колокольцев и колоколов.
===
Когда происходили какие-то значимые социальные изменения (например, вторжение иноземцев, чьи культура и верования значительно отличались от местных), люди прятали дотаку в землю и уходили.
● Некоторые даже предполагают, что эти «иноземцы» были предками могущественной группы Ямато, которая появится в следующую эпоху. Однако данная гипотеза разбивается о тот факт, что дотаку явно не были закопаны в спешке, а в местах их расположения прослеживается некая ритуальная логика.
===
Дотаку закопали просто потому, что они стали не нужны.
● По этой гипотезе, когда появились первые правители, объединившие родовые деревни эпохи Яёй в более крупные группы, ритуалы отдельных общин сменились ритуалами новой власти, а колокола были утилизированы. Считается, что при этом некоторые общины разбивали их — это объясняет находки разбитых до:таку. Упомянутые изменения тоже часто связывают с грядущими преобразованиями эпохи Кофун.
Как бы то ни было, к эпохе Хэйан (794–1185 гг.), когда дотаку впервые упоминаются в письменных источниках, японцы прочно забыли, что это такое и для чего нужно. Последнее обстоятельство, впрочем, не помешало им относиться к найденным экземплярам с почтением. Так в летописи «Продолжение анналов Японии» (Сёку Нихонги, 続日本紀) описан случай находки такого колокола (высотой около метра и примерно полметра в окружности), который затем преподнесли государыне Гэммэй:
«Седьмая луна, шестой день. Мура-но Кими Адзумахито из села Намусака уезда Уда провинции Ямато, верхняя степень начального большого ранга, обнаружил в Нагаокано колокол-до:таку и преподнёс его. Его высота — три сяку, в окружности — один сяку, сделан необычно, звук соответствует музыкальным тонам. Государыня распорядилась хранить его в соответствующем ведомстве».
© «Сёку Нихонги. Продолжение “Анналов Японии”» — свиток 6 (6-й год Вадо:, 713 г.), пер. А. Н. Мещеряков.
В иллюстрированной хронике «Рисованные свитки с историей храма Исияма» (Исияма-дэра энги эмаки, 石山寺縁起絵巻) тоже упоминается колокол, найденный в земле. Только назван он не дотаку, а хотаку (хо:таку, 宝鐸), т.е. «драгоценный колокол». Такой пиетет исследователи объясняют тем, что во времена Хэйан, когда в Японии уже прочно утвердился буддизм, дотаку (необычные по форме и местонахождению) считались моделями священных ступ, возведённых благочестивым индийским царём Ашокой, который почитался среди буддистов идеалом государя. Вот так по иронии исторического процесса древние священные предметы непонятного назначения обрели вторую «жизнь» под крылом совершенно чужой религии.
Статья Алкэ Моринэко