Несчастные случаи при летных испытаниях не редкость, но случай с реактивным истребителем Grumman F11F-1 Tiger и его пилотом Томасом У Аттриджем-младшим навсегда вошло в историю. Это был первый задокументированный случай, когда реактивный самолет сбил себя. Посмотрим, что же произошло на самом деле и как изменился подход к сверхзвуковым самолетам после аварии.
Это была пятница, 21 сентября 1956 года, когда летчик-испытатель Томас В. Аттридж-младший прибыл на испытательный полигон Груммана на Лонг-Айленде. Для него это был важный день, потому что он наконец собирался испытать все возможности нового истребителя F11F-1 Tiger . Машина была уникальной во многих отношениях, но, пожалуй, самым важным была ее производительность. F11F-1 Tiger — первый сверхзвуковой реактивный истребитель Grumman и второй самолет ВМС США, достигший скорости 1,1 Маха. Поэтому неудивительно, что тогдашний 33-летний пилот был взволнован, чтобы испытать эту конструкцию.
Несмотря на свой еще юный возраст, Аттридж был опытным пилотом. Будучи молодым прапорщиком, он выполнял боевые задания во время Второй мировой войны, прежде всего на Филиппинах и в Тихоокеанском регионе в целом. За его плечами десятки боевых вылетов, во время которых он прекрасно знаком с боевыми возможностями американских истребителей. Поэтому неудивительно, что Grumman выбрала его своим летчиком-испытателем. Проблема в том, что ни компания, ни сам пилот до конца не осознавали возможные последствия сверхзвукового полета, приведшего к потере F11F-1 Tiger.
Неудачное испытание огнем
После взлета с испытательного полигона F11F-1 «Тигр», пилотируемый Аттриджем, был переведен на участок открытого океана, где пилот мог провести огневые испытания в полной безопасности. Грумман оснастил свою машину четырьмя 20-мм пушками Colt Mark-12 , обеспечивающими скорострельность 1000 выстрелов. выстрелов в минуту. Они стреляют пулями массой 110 г с начальной скоростью 1010 м/с. Пушка была стандартной на самолетах ВМФ и Корпуса морской пехоты до начала 1960-х годов.
Для проведения испытаний летчик сначала поднял машину на высоту 20 000 метров. футов (ок. 6 тыс. 100 м), а находясь на ней, направил носовую часть агрегата вниз и начал пикирование под углом 20 град., когда его машина достигла потолка 13 тыс. м. футов (около 4000 м), Эттридж нажал на спусковой крючок и произвел из орудий четырехсекундную очередь, в ходе которой из стволов было выпущено около 70 выстрелов . Затем он передвинул дроссельную заслонку и начал еще более крутое пикирование, достигнув высоты 7000 метров. футов (около 2130 м), где он снова нажал на курок.
С момента первого выстрела из F11F-1 Tiger прошло чуть больше минуты, и за это время самолет преодолел более 4000 километров. 350 м, постоянно ускоряясь . Затем произошло нечто неожиданное. Ветровое стекло начало разрушаться, а в воздухозаборнике правого двигателя образовалась большая пробоина, что, в свою очередь, привело к потере мощности. Аттридж полагал, что сбил птицу , что является одной из основных причин выхода из строя таких машин и в крайних случаях может привести к разрушению самолета.
Зная, что самолет уже явно поврежден, он решил направить корабль обратно на испытательный полигон Груммана, где хотел хотя бы попытаться приземлиться в разумно контролируемых условиях. Кораблекрушение в океане могло закончиться для него трагически.
Авария и расследование
прибл. В 3 км от взлетно-посадочной полосы Аттридж понял, что шансы добраться до аэропорта практически равны нулю. Мощность машины была слишком мала, и агрегат все время терял скорость. Пилот решил передвинуть дроссель для ускорения, но через некоторое время двигатель полностью заглох. Так что было ясно, что испытательный F11F-1 Tiger совершит вынужденную посадку, и это произошло. Машина врезалась в деревья в 750 м от взлетно-посадочной полосы, проделав путь длиной 100 м и потеряв по пути некоторые части, в том числе крыло. Через несколько мгновений после остановки вырвавшиеся пары топлива воспламенились, и вспыхнул пожар. За несколько мгновений до этого Аттридж успел освободиться от машины и с раздробленной ногой и тремя сломанными позвонками удалился на относительно безопасное расстояние, откуда его увез спасательный вертолет.
Вскоре после крушения было начато расследование, результаты которого удивили всех, включая инженеров Груммана и самого пилота. Выяснилось, что машина не была повреждена птицами, как предполагал Аттридж, а была сбита. Чтобы сделать его еще более интересным, он был сбит самим пилотом из выпущенной им же серии пушек Colt Mark-12. Следователи обнаружили следы трех 20-мм пуль: первая повредила носовой обтекатель, вторая пробила лобовое стекло, а третья попала в воздухозаборник правого борта и застряла в компрессоре.
Как самолет сбил себя?
Вам, наверное, интересно, как ракеты вообще могут поразить самолет, который их запустил. Здесь ответом являются законы физики, но и довольно специфическая последовательность событий. Когда с F11F-1 Tiger были выпущены первые ракеты, они двигались со скоростью более 3000 миль в час. 200 км/ч (скорость самолета плюс начальная скорость). Вскоре после этого пилот ускорился и полетел точно в том же направлении, в котором стрелял из своей пушки. Из-за трения и сопротивления воздуха снаряды начали тормозиться, поэтому машина стала приближаться к ним и, наконец, попала в их поток . Так что можно сказать, что Эттридж догнал собственные ракеты, что привело к сбитию его самолета.
Это событие изменило подход к испытаниям оружия, проводимым пилотами сверхзвуковых самолетов. Инженеры Груммана с тех пор рекомендовали пилоту самолета после стрельбы из пушек совершать деликатный маневр, меняя положение машины и уходя от потенциального потока ракет. Сэм Аттридж вернулся к работе после полугодового выздоровления и позже прославился тем, что сначала был руководителем проекта LEM-3 (первый лунный модуль для пилотируемых полетов), а затем вице-президентом Grumman Ecosystems. Что касается F11F-1 Tiger, то его служба в армии США продлилась совсем недолго. Причиной стало появление гораздо лучших и более совершенных конструкций F8U Crusader и F4H Phantom II.