Восточные части современной Эфиопии и Танзании прежде составляли так называемое Побережье суахили. В Средние века это был центр торговли, и ученые пытаются понять, откуда пришли первые жители.
Этот процветающий торговый центр был предметом легенд и историй, согласно которым семь персидских князей бежали от преследований через Аравийское море. В конце концов они добрались до Восточной Африки, где основали торговую династию, правившую на протяжении многих лет. И хотя долгое время предполагалось, что такие истории в основном являются местным фольклором, новые исследования говорят об обратном.
Их авторы провели генетические анализы и сообщают о результатах на страницах . Предыдущие дебаты в научном мире были сосредоточены, среди прочего, на том, была ли торговая династия основана африканцами или, возможно, мигрантами из Южной Азии. Среди летописцев преобладало мнение, что азиаты были ключом к разгадке тайны, в то время как историки склонялись к африканскому варианту. Они утверждали, что язык и архитектура в этой местности несут черты, характерные для жителей Африки.
К счастью, современная наука располагает инструментами для разрешения таких споров. В поисках объяснения исследователи проанализировали ДНК 80 средневековых жителей побережья Суахили и районов, расположенных дальше от побережья. Генетический материал был извлечен из останков, датируемых 13-19 веками.
Персидские князья, вероятно, бежали от преследований и в конечном итоге оказались на побережье суахили.
К каким выводам пришли члены исследовательской группы? Как оказалось, большая часть мужской линии этих жителей была связана с персами. С другой стороны, в случае женских линий связи были в основном африканскими. Проще говоря: мужчины, приехавшие с Ближнего Востока, стали заводить потомство от местных женщин.
Основываясь на генетической примеси, первые персы, по-видимому, достигли побережья суахили около 1000 г. н.э. Это, в свою очередь, согласуется с приходом ислама и предполагает, что процветающая коммерческая империя была основана князьями, бежавшими из Персии. Интересно, что персидская экспансия в Восточной Африке, скорее всего, не была «завоеванием». Дети, рожденные от этих союзов, еще говорили на языке своих матерей. Сохранялись и местные, матриархальные традиции.
Персидская ДНК стала постепенно исчезать, а на ее место пришли гены, характерные для арабов. Этот прорыв произошел около 1500 года, когда торговые пути переместились из Персии на Аравийский полуостров. Сама цивилизация, функционирующая в пределах побережья суахили, хотя и была генетически инициирована персами, но в ней преобладали обычаи, языки и архитектура, характерные для Африки.