Знаменитая картина Рембрандта «Ночной дозор» содержит редкое соединение свинца, называемое формиатом свинца. Это открытие является первым в истории науки, которое проливает новый свет на методы создания и сохранения произведений искусства XVII века.
«Ночной дозор», написанный в 1642 году и сейчас выставленный в Рейксмузеуме в Амстердаме, является одним из величайших шедевров Рембрандта. В рамках операции «Ночной дозор 2019 », крупнейшего проекта по исследованию и сохранению шедевра Рембрандта, международная исследовательская группа объединила усилия для изучения химических и временных реакций материалов для рисования. Результаты были опубликованы в журнале Angewandte Chemie .
Живопись Рембрандта и ее тайны
Исследователи из Rijksmuseum Amsterdam, CNRS, ESRF, Европейского синхротрона в Гренобле, Университета Амстердама и Университета Антверпена объединили усилия для изучения химического состава материалов, использованных Рембрандтом в «Ночном дозоре». Для анализа небольших фрагментов, снятых с изображения, использовались как рентгеновский сканер на исходном изображении, так и синхротронные микрозонды. Эти два вида исследований показали наличие формиата свинца, который никогда ранее не обнаруживался на исторических картинах.
Доктор Виктор Гонсалес из CNRS говорит:
Формиты свинца были зафиксированы только один раз в 2020 году в картинах, но это касалось так называемые образы модели. Мы идентифицировали их в районах, где нет свинцового пигмента, в том числе белый и желтый. Вероятно, они быстро исчезают, поэтому до сих пор не обнаружены на картинах великих мастеров.
Эксперты утверждают, что обнаружение соединения свинца в «Ночном дозоре» является ключом к лучшему пониманию Рембрандта.
проф. Катриен Кеуне из Амстердамского университета говорит:
В «Ночном дозоре» мы сосредоточимся на живописной технике Рембрандта, на состоянии картины и на том, как лучше всего сохранить ее для будущих поколений. Формиат свинца дает нам ценные новые подсказки о возможном использовании Рембрандтом масляной краски на основе свинца и потенциальном влиянии лаков масляных красок от более ранних консервационных обработок и сложного химического состава исторических произведений искусства.
Каково происхождение формиата свинца? Может ли он дать информацию о мастерской Рембрандта, пролить свет на химические механизмы, действующие в слоях старой краски? Чтобы ответить на эти вопросы, исследователи изучили фрагменты из «Ночного дозора» и лабораторно подготовленные образцы моделей, имитирующих рецепты художника. Они были основаны на гипотезе о том, что Рембрандт использовал органическую среду (льняное масло), содержащую растворенный оксид свинца, для улучшения ее подсушивающих свойств.
Следующим шагом исследователей будет изучение происхождения этих образований и выяснение того, могли ли они возникнуть в результате предыдущих восстановительных процедур.