В районе современного Нью-Мексико раньше жили индейцы из племен, входящих в группу пуэбло. Тысячу лет назад они построили город, который был чрезвычайно огромен, и строители таинственным образом доставили на место различные материалы.
При обсуждении египетских пирамид часто возникают гипотезы о том, что люди были не в состоянии транспортировать тяжелые блоки, которые впоследствии использовались для возведения монументальных зданий. Подобные идеи, очевидно, объяснялись раньше, и похожая история, похоже, применима к континенту, находящемуся за тысячи миль от нас.
Речь идет о Северной Америке, а точнее о районе того, что мы сейчас называем Нью-Мексико. Именно туда отправились ученые из Университета Колорадо в Боулдере, решившие изучить историю строительства города, расположенного в пределах так называемой Каньон Чако. Поселение было на удивление большим, со зданиями высотой до четырех этажей.
О масштабах развития этих зданий лучше всего свидетельствует тот факт, что они завоевали звание самых больших построенных в Северной Америке до 19 века. Местная архитектура состояла из блоков песчаника и больших кусков дерева, поэтому исследователи хотели понять, как там обеспечивались необходимые материалы. Тем более, что вокруг горы, что, наверное, еще больше затрудняло транспорт.
Авторы исследования хотели понять, как создатели города перевозили тяжелые грузы на многокилометровое расстояние.
Члены команды пишут об исследовании и к каким выводам оно привело в Journal of Archaeological Science Reports . В первую очередь ученые хотели понять, как людям, жившим в этом месте около 1000 лет назад, удавалось перевозить крупногабаритные предметы. Они быстро поняли, что таскать на плечах деревянные балки особого смысла нет. Так как же это выглядело на самом деле?
Ключом к успеху оказывается особый дизайн с использованием лямок, надетых на... лоб. Важной подсказкой для следователей стали найденные на месте рисунки, на которых изображены люди, несущие тяжелые предметы с использованием таких элементов. Поскольку археологи также нашли фрагменты волокон юкки, есть большая вероятность, что в прошлом они использовались для крепления более тяжелых предметов.
Интересно, что такие решения используются и сегодня, и если вы хотите увидеть их своими глазами, то лучше всего отправиться в Непал. Местные шерпы обычно используют эти ремни для переноски грузов весом более ста килограммов. Любой, кто хотя бы несколько часов носил гораздо более легкий туристический рюкзак, может представить, о каком сложном испытании идет речь.
Конечно, наличие гор было дополнительной сложностью. Впрочем, кажется, что ничего сложного для желающего человека нет. После нескольких месяцев практики авторы исследования смогли перевезти 60-килограммовую сосну со скоростью около 25 километров в день. Это результат, за который не стыдно было бы свободно шагающему человеку, не говоря уже о том, у кого на спине несколько десятков килограммов груза. Кроме того, внимание ученых привлекли дороги шириной 9 метров в пределах каньона Чако. Благодаря этому строители могли ходить большими группами, двигаясь бок о бок.
В конечном итоге исследователи подсчитали, что три человека должны быть в состоянии нести 85-килограммовую балку на большое расстояние. Такая экспедиция могла занять у ее участников около четырех дней. Добавим, что на строительство всего города могло уйти до 200 000 деревянных балок — теперь достижения представителей групп пуэбло кажутся еще более впечатляющими. Для дальнейших усилий исследователи хотели бы проследить весь путь — с момента вырубки дерева до его доставки в каньон.