Эх, не готова наша область (Белгородская) к современному искусству. Читаю отзывы об открытии ЦСИ «Быль» и становится дурно.
Конечно, может что-то нравиться, что-то быть спорным или непонятным. Но всегда нужно хотя бы попытаться вдуматься и понять. А еще очень много смотреть современного. Больше всего мне не ясно, зачем люди требуют «красивого!!сказочного и уютного!!!». Есть и такое, разное искусство существует параллельно. И очень часто художник через что-то отталкивающее, больное и странное показывает слой его реальности. Искусство может быть уродливым, страшным, диким, новым. Вообще любым.
И есть художники, которые не могут вытащить красоту, не из чего им ее доставать. Откуда ее взять, когда вокруг происходит тлен и для данного художника реальность состоит не из бабочек. Ведь искусству всегда должны дать слово высказаться. А не затыкать ему рот платочком с цветочками.
Меня тронули работы Екатерины Герасименко. Эти работы о ностальгии, о некой законсервированности своих воспоминаний. Я вот совсем не из Оскола, но и мне в памяти всплывают такие артефакты прошлого. Потому что мы все из советского наследия помним не только типовую застройку районов, но и детские площадки и одинаковое благоустройство.
Работы на основе архивных фотографий Были.
Очень интересная инсталляция Алексея Мартынюка. Она необычна тем, что для зрителя наизнанку вывернули пространство. Что смотрим не из кинозала на экран, а будто с обратной стороны, со сцены – в зал. Ведь это интересный подход: заставить посмотреть на все с другой точки.
Перфоманс Who is Folia был уносящий. «Портал забытых звуков», в котором используются кусочки старых записей из вечеринок Были, архивных записей, звуков животных. Все это не просто вырвано из контекста, а имеет связь с местом.
Больше всего эмоций вызывает данная работа. А мне она показалась интересной именно тем, какие противоречивые чувства вызывает.
На выставке нужно читать экспликации, а еще лучше пройти ее с экскурсией. Так будет яснее посыл. И всегда хотя бы пытаться понять замысел.