Крайняя точка поведения подростка - мысленный отказ от жизни.
- Я - ошибка рождения, - слова одного из подростков.
- Ты это сам решил или тебе кто-то сказал?
- Никто мне не сказал. Я ничтожество, я никто. Я ничего не могу. Я не хочу ничего. Зачем они дали мне такому жизнь? У них же уже были дети! Ошиблись, вот я и родился.
- Ты говорил с родителями об этом? Делился своими мыслями?
- Нет. А зачем? Всё и так ясно!
- Что ты хочешь?
- Умереть.
- Как умереть?
- Суицид мне не подходит. Я боюсь боли. Хочу эвтаназию.
- Кто должен лишить тебя жизни?
- Родители.
- Знаешь ли ты, что в нашей стране запрещено осуществлять эвтаназию. Твои родители пойдут против закона?
- Я не знал про это.
- Если ты отказываешься от суицида, а эвтаназия под запретом, то придётся жить.
- Что скажешь?
- А зачем жить?
И далее идёт перечисление того, что подросток не сможет выполнить. А выполнить он должен то, что хотят от него родители.
Да, уважаемые родители! Вы хотите для своего ребёнка лучшего: хорошее образование, престижный ВУЗ, физическое совершенство, активную социальную позицию.
Всё верно! Хорошие и правильные цели.
Но для того, чтобы ребёнок достиг совершенства, которого вы ожидаете, ему надо быть живым!
ЖИТЬ, А НЕ УМИРАТЬ!
Компьютерная зависимость, игромания, наркотики, алкоголь, психическое заболевание - это всё не про жизнь. Это медленный уход из жизни. Уход из той жизни, которую вы ему дали. Родили для того, чтобы он умирал? Задумайтесь об этом.
Фрагмент диалога с подростком 16 лет.
- Почему ты думаешь о смерти?
- А зачем мне жить? Я не смогу хорошо сдать ЕГЭ, не смогу поступить в престижный ВУЗ, а потом получить хорошую работу.
- А зачем тебе поступать в ВУЗ, зачем хорошая работа?
- Родители для меня всё сделали, мне надо отплатить деньгами за это, а я не смогу. Зачем же жить.
Беседуя с родителями, я задаю им вопрос:
- Скажите, пожалуйста, ваш ребёнок хочет умереть? Есть ли у него подобные мысли?
- Вы что! - возмущаются родители. - Разве можно задавать такие вопросы ребёнку.
- Почему нельзя?
- Это его травмирует.
- А может быть всё иначе? Может быть вы боитесь услышать слово: "Да!"?
Итог.
Уважаемые родители! В своём активном стремлении сделать ребёнка более совершенным и успешным, чем вы сами, опирайтесь на здравый смысл. Любите его таким, каким вы его родили.
Цикл статей о том, как меняется поведение ребёнка прежде чем ему станет всё равно.
© Все права защищены. Перепечатка статьи или фрагмента возможна только со ссылкой на этот сайт и указанием авторства
Книга «Не перекрашивай меня в свой цвет» Диалоги с психологом. Фрагменты из терапевтических сессий.
Автор: Василакий Ирина Родионовна
Психолог, Отношения Эмоции Дети-ОНЛАЙН
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru