Александр Иванович Лебедь – человек и генерал, мнения о котором неоднозначны. То есть, если рассматривать его, как военачальника, то ни у кого вопросов не возникало и не возникает. Человек был на своем месте, грамотно командовал войсками.
А вот к Лебедю-политику вопросы есть. И их довольно много. Наиболее частое обвинение заключается в том, что генерал якобы обманул народ, который хотел его видеть президентом. Отдал, по сути, свои голоса Борису Николаевичу Ельцину. И, судя по всему, не собирался поступать иначе, не думал всерьез о том, чтобы стать президентом России. Хотя фантазии на этот счет до сих пор излагают в статьях типа: «Что бы было, если бы Александр Иванович стал президентом Российской Федерации».
Фантазировать интересно, но это занятие бесполезное. Можно не тратить время. Хотя я не исключаю, что такую статью когда-нибудь напишу.
Пока же разберем случай из истории, когда Александр Лебедь поступил максимально правильно, разобравшись с приднестровским конфликтом.
Было это в 1992 году, летом. Именно тогда генерал Лебедь прибыл в Тирасполь.
Геополитическая ситуация
Кажется, что всё это было недавно. Распад СССР, появление СНГ, возникновение ряда независимых государств на постсоветском пространстве. Меж тем, уже 30 лет прошло. Для многих людей – почти половина жизни.
Дети 90-х теперь – взрослые люди. Но оставим эти рассуждения. Напомню, что происходило вокруг Российской Федерации.
Пожалуй, самое запоминающееся – это то, что обострились национальные конфликты. Интересно: до этого всё было тихо и мирно. А потом люди разных национальностей стали ругаться, претендовать на земли друг друга. Карабах, Осетия, Абхазия. И не только там было горячо.
В Молдове тоже ситуация была неспокойной. Местные хотели того же, примерно, что и хотят сейчас: быть в составе Румынии. Но проблема Молдавии – это Приднестровье. Там, как и сейчас, в начале 90-х жило русскоязычное население, которое тянулось к России, а не к Румынии. Возник конфликт.
Одним из тех, кто с этой ситуацией разбирался, был генерал Лебедь Александр Иванович.
Нейтралитет
Нужно кратко описать ситуацию, которая сложилась в Молдове и в Приднестровье. С Молдовой понятно – нам все смотрели в сторону Запада, как образца лучшей жизни. Все хотели жить хорошо. А вот в Приднестровье люди находились в раздумьях и больше склонялись в сторону России. Были прогнозы по поводу вооруженного конфликта. В Приднестровье базировалась 14-я гвардейская общевойсковая армия, которая отказалась подчиняться генералу Юрию Неткачёву по одной простой и понятной причине: военные посчитали, что генерал служит Республике Молдова.
И тут в Приднестровье приехал Лебедь. Но не под своей фамилией. Он представлялся полковником Гусевым. Лебедь – Гусев – всё логично.
Учитывая ситуацию, у генерала было много возможностей изменить положение дел. Как уже было отмечено, военные в Приднестровье Неткачёва не слушались, приказы его игнорировали. Полковник Гусев имел все возможности отдавать свои собственные приказы, которые выполняли.
Гусева в итоге назначили командующим 14-й армии. Он получил полноту военной власти в Приднестровье. Однако еще же было начальство в Москве. Министром обороны Российской Федерации тогда был небезызвестный Павел Грачёв, который, понимая, что Молдова не хочет соглашаться на переговоры, что может начаться вооруженный конфликт, строго-настрого приказал не открывать огня. Россия хотела показать свою миролюбивость и этим подкупить Молдову. Но, как известно, доброту, к сожалению, часто принимают за слабость. Эта тактика не сработала бы. Генерал Лебедь не возражал против нейтралитета. Но какого? Он решил, что нейтралитет должен быть вооруженным.
То есть, полковник Гусев собирался показать противнику, что Россия – это мощное государство, что с ним лучше не шутить.
Поэтому-то полковник Гусев (генерал Лебедь) приказал совершить артиллерийские выстрелы по направлению сил Молдовы, но не по каким-то целям, а по нейтральной территории – чтобы был недолет.
Таким образом, Лебедь, с одной стороны, показывал, что не хочет начала вооруженного конфликта. С другой стороны, он демонстрировал, что Российская Федерация многое может, есть порох в пороховницах, и его много.
К сожалению, приднестровский конфликт так и не был разрешен тогда. До сих пор он в определенной мере существует. Как и есть конфликты в других упомянутых регионах. В том же Карабахе.