Найти тему
Ностальгия по СССР и 90-м

5 самых нелепых аварий самолетов времен СССР

Какие инциденты с советскими лайнерами произошли из-за нелепых ошибок и случайностей?
Какие инциденты с советскими лайнерами произошли из-за нелепых ошибок и случайностей?

В советские годы транспортные, а также любые другие происшествия не было принято афишировать в СМИ, чтобы не подрывать веру граждан в безоблачный коммунистический строй великой страны, где поезда не сходят с рельсов, а самолеты не падают. Однако на самом деле отнюдь не все было так безоблачно - такие инциденты происходили, в том числе и с самолетами единственной в СССР авиакомпании Аэрофлот, и порой по 3-4 раза в год, но скрывались от народа. Случайных свидетелей обрабатывали подоспевшие агенты КГБ и засвечивали пленку.

По каждому инциденту проводилось тщательное расследование, однако все результаты помещались в папку под грифом секретно. Информация о них стала доступна лишь после падения железного занавеса, поэтому большинство советских людей свято верили, что в СССР самолеты в принципе не могут упасть.

Сегодня мы подготовили для вас подборку из самых нелепых инцидентов с самолетам советских времен, большинство из которых произошли из-за пресловутого человеческого фактора либо каких-то абсурдных вещей.

1. Инцидент с Ту-154 под Максатихой

wiki2.org
wiki2.org

19 мая 1978 года Ту-154 выполнял рейс из Баку в Ленинград. Для командира экипажа это был первой полет в новой должности. Во время полета бортинженер решил проверить бдительность стажера, отключив автомат перекачки топлива в расходный бак, который был единым для всех трех двигателей, но и сам забыл про это, и стажер этого тоже не заметил. Израсходовав топливо на высоте 9600 метров, все двигатели заглохли, и перезапустить не удалось.

Экипажу пришлось совершить вынужденную посадку на картофельном поле у деревни Максатиха Тверской области, где самолет зацепил телеграфный столб и загорелся. Горе-бортинженер за преступную халатность получил 3 года тюрьмы, а КВС уволили с летной службы.

2. Инцидент с Ил-62 под Москвой

aviation-safety.net
aviation-safety.net

6 июля 1982 года Ил-62 вылетел международным рейсом из Шереметьево по маршруту Москва - Дакар - Фритаун, однако сразу после взлета сработала сигнализация о пожаре сначала в первом а потом и во втором двигателях самолета. Экипаж, действуя строго по инструкции и не убедившись в реальности возгорания, отключил двигатели и начал выполнять разворот для посадки в аэропорту. Однако в условиях недостатка тяги оставшихся двигателей, большой взлетной массы и непосадочной конфигурации лайнер потерял скорость и через 2,5 мин. после взлета упал в лесу у пос. Менделеево.

При расследовании выяснилось, что срабатывание сигнализации было ложным и оба двигателя прекрасно работали до падения.

3. Инцидент с Ту-104 в Пушкине

sandreyo.livejournal.com
sandreyo.livejournal.com

7 февраля 1981 года при взлете с военного аэродрома Пушкин под Ленинградом самолет Ту-104 с высшим командованием Тихоокеанского флота на борту из адмиралов, генералов, а также их жен и секретарш, которые возвращались с учений во Владивосток с промежуточными посадками, резко задрал нос вверх, взлетел свечкой и рухнул.

Причиной такого маневра стал банальный перегруз дефицитными товарами, который военные чины закупили в Северной столице и везли с собой, начиная от апельсинов до мебели с телевизорами. При разбеге незакрепленный груз сместился по проходу салона в хвост, что повлекло нарушение центровки и самопроизвольный взлет.

4. Инцидент с Ту-134 под Берлином

hdpic.club
hdpic.club

12 декабря 1986 года Ту-134 выполнял международный рейс из Минска в Берлин. На борту было много немецких школьников, которые ездили на экскурсию. При заходе на посадку диспетчер берлинского аэропорта Шенефельд включил для проверки посадочные огни на реконструируемой ВПП (правой), о чем предупредил пилотов в радиоэфире. Однако бортрадист Ту-134, плохо знавший английский, подумал, что диспетчер дал указание заходить на эту полосу.

Диспетчер увидел это и стал сообщать пилотам, что они заходят не на ту полосу. На небольшой высоте экипаж вместо ухода на второй круг в целях экономии топлива и боясь лишиться премии, стал резко поворачивать самолет для посадки на правильную левую полосу, но зацепил деревья и упал в лес.

5. Инцидент с Ту-134 в а/п Куйбышева

russiangiant.ru
russiangiant.ru

20 октября 1986 года Ту-134, летевший из Грозного в Свердловск, заходил на промежуточную посадку в Куйбышев (сейчас Самара). При заходе на посадку командир решил потренироваться и поспорил со вторым пилотом, что сможет посадить самолет вслепую, лишь по приборам, и закрыл в кабине все солнцезащитные шторки. Перед самой посадкой КВС приказал открыть шторки, но их заело. В результате самолет приземлился на ВПП с большой перегрузкой, что привело к разрушению его узлов, переворачиванию и возгоранию.

Командира экипажа за преступное пренебрежение правилами безопасности приговорили к 15 годам колонии, однако затем приговор по каким-то причинам смягчили до 6 лет.

6. Инцидент с Ту-154 в а/п Омска

pikabu.ru
pikabu.ru

11 октября 1984 года Ту-154, выполняя рейс Краснодар - Омск - Новосибирск, при посадке ночью в аэропорту Омска в плохих метеоусловиях столкнулся с тремя аэродромными машинами, которые убирали снег со взлетной полосы без проблесковых маячков. Инцидент случился из-за сонного диспетчера старта, который разрешил выезд снегоуборочной техники на ВПП, а коллегам сообщил, что полоса свободна. Руководителя полетов Омского аэропорта, мастера аэродромной службы и диспетчеров приговорили с 10-15 годам тюрьмы.

👍 Подпишись, ставь лайк, комментируй!