Как Вы уже, уверен, поняли, если бы меня попросили как-нибудь коротко и ёмко охарактеризовать сериал «Предпоследняя инстанция», я бы процитировал «маленькую трагедию» Александра нашего Сергеевича Пушкина «Моцарт и Сальери». Кто не в курсе ставшее крылатым «Нет правды на земле, но правды нет – и выше» – оттуда.
Что по сюжету
Вкратце идея фильма такова: существует некое Управление по распределению душ, которое решает, кому куда после смерти отправляться: в рай или в ад.
В Управлении случается сбой (инициированный одним из руководителей Управления, дабы подсидеть главного начальника), из базы утрачивается часть данных, и по малому проценту «клиентов» нужно принимать решение (куда распределять) «в поле», на месте, не имея на руках полного досье. А времени на принятие такого решения – сутки (за сутки до смерти листок с делом выплёвывает какой-то магический ящичек, происхождения которого нам не раскрывают).
Такого рода работой предстоит заняться опытному сотруднику Валентине и принятому на службу добровольно-принудительно аферисту Максиму, который, окочурившись, успел надуть Валентину, цыганившую у него взятку для распределения в рай, и в рай, собственно, протолкаться сквозь колоссальную очередь в чистилище.
Да, такие тут, с позволения сказать, герои – взяточница и аферист...
Серии строятся по следующему шаблону: сей дуэт получает ФИО и место работы «клиента», после чего какой-нибудь хитростью собирают информацию, на основании которой делают выбор, куда сослать душу.
(Если ошибутся, к слову, как нам покажут во втором сезоне, – ничего страшного, даже выговора не последует).
А вот с одной бизнес-бабулькой, выходящей за муж за альфонса, почему-то вообще не запариваются и все свои усилия прилагают к тому, чтобы молодой вдовец обломался с наследством. Прожжённой бизнесменше точно можно по умолчанию на небеса? Чё-то я так совсем не думаю...
Во втором сезоне расклад немного меняется: бурную деятельность разворачивает этакий браконьер людских душ (из преисподней, конечно же), который, пользуясь лазейкой в договоре между пресловутыми силами света и силами тьмы, старается набрать в ад души хороших людей путём заключения договоров, и наша парочка бьётся уже над расторжением этих самых соглашений.
Что мне не понравилось с идейной стороны
Мне не хотелось бы заниматься душным морализаторством (как какой-нибудь «Научи хорошему» со сбившимися набекрень мозгами), но всё же в рассматриваемом сериале есть вещи, мимо которых я не могу пройти спокойно.
Думаю, каждый россиянин, не выбившийся в так называемые элиты, сталкивался с коррупцией, блатом и прочими такими делами – и от этого страдал.
Рассматриваемая лента нам говорит, что всё это нормально и приемлемо!
Валентина торгует распределением в рай? Так это нормально – начальник в курсе, даже бровью не повёл.
Да он сам-то разрабатывает махинаторские схемы, чтобы остаться в своём кресле и усердно лизоблюдствует перед приставленными ангелом и демоном, а те ради баньки...
Эх!..
И ни черта всё это не высмеивается, не преподносится как нечто отталкивающее...
А Максим, ради души сына запихнувший в ад сколько-то там сотен неповинных душ, пусть и временно, но обеспечивший им незаслуженные муки? Ничего не скажешь, хорош герой...
«Нет правды на земле, но правды нет – и выше»...
Прям типичная прогнившая госконтора...
Хромая логика и прихрамывающий сюжет
В самом начале Валентина беседует с Максимом, который вроде как призрак и что-то там трескает (в смысле, ест какое-то блюдо – оно тоже призрачное, из эктоплазмы, к примеру?). Происходит это благодаря технической примочке Кулибина (того самого известного изобретателя, он в Управление за материально-техническое снабжение отвечает). Призрак договаривается с дамой-мздоимицей, она разрешает ему вернуться к жизни – и аферист очухивается в собственном теле.
А те персонажи (да и сам Максим), которые далее по сюжету то отходят на тот свет, то возвращаются обратно? Что там с их телами?
Например, мужа Валентины, несколько лет назад покончившего с собой, вертают из ада. Ему новую физическую оболочку выдали или как?
Впрочем, ладно, наверное, над такими моментами задумалось действительно мало людей, но мне хотелось бы какого-то объяснения...
Ещё у меня сложилось такое впечатление, будто бы ленту стряпали впопыхах, и некоторые сюжетные арки... ну не то чтобы обрываются в никуда, но сворачиваются слишком резко, теряя при этом свой потенциал.
Вот например, в первом сезоне нам потихонечку показывают человека, который в финале (первого сезона, опять же) получит должность начальника Управления, штришочками намечают его образ. И как его смещают, возвращая на должность тысячелетнего жулика Осмомысла Доброжировича? А вот просто из волшебного ящичка вылетает листочек, который не учли (а куда делся дежурный при сей коробке? почти весь персонал, кроме Валентины, Максима и помощницы Осмомысла, в едином порыве перешёл на службу к новому шефу). Да и ангела с демоном новый начальник банькой не умасливает, поэтому ну его...
А как же борьба? Шевеление мозгами?
Не, старая добрая коррупция!
Она всё решает...
Доброжирович, кстати, тут же уступает пост Максиму, который в конторе без году неделя. Ну не верю! Осмомысл ведь тыщу лет зубами и ногтями в кресло цеплялся, да и только что нам показывали, что он без Управления себя практически не мыслит!
Во втором сезоне появляется упомянутый мною «браконьер в законе». Между ним и Валентиной завязывается определённая химия. Демон держит бар, Валентина ходит туда выпить, и ловец душ выслушивает её излияния (он знает, кто она такая, она о его природе и ремесле даже не догадывается), что-то даже советует. И эта линейка... обрывается, должного развития не получает.
Или другое. Кулибин некогда оставил послание потомкам, которое распечатывают в наши дни – это чертежи телефона, но... телефон в них не узнают, и изобретатель собирается раскрыть себя. Осмомысл этого допустит не может и... переписывает память Кулибина (что опять-таки сомнительно с моральной точки зрения – с помощью магии менять воспоминания другу). Может, было бы лучше развить сюжет в том направлении, где Кулибину бы объяснили, что он всё-таки гений, а то, что нынешние людишки не могут понять и принять его стародавнего изобретения, так и тьфу на них, важны твои знания, а не мнение окружающих? Сцена с переписыванием памяти для меня выглядела как сценарное читерство какое-то (ну или попросту лень).
И сверхспособности Осмомысла... Они же, как нам сказали в первом сезоне, связаны с должностью, а следовательно, подлежат передаче новому начальнику.
А как, в основном, расторгаются договора с дьяволом? Примерно по такому алгоритму: бомж продаёт душу за деньги, прибывшие сотрудники Управления... тоже дают ему денег, чтобы он отказался от денег демонических. В большинстве случаев. А растолковать иллюзорность некоторых общепринятых ценностей, ценность (простите за повторение!) собственной жизни, какая бы она ни была, индивидуальности, важность самостоятельных поступков и т. д. и т. п.?
Да тут, к слову, за такую, уж извините за выражение, фигню продают души, что прямо неловко становится за род людской (за то, что его представители вообще такое придумали). Как Вам идея махнуться своей бессмертной с рогатым за возможность есть, не полнея, или пить спиртное в любых количествах, не мучаясь потом похмельем?
Хотя вот история с врачом, продавшим душу, чтобы иметь возможность и дальше помогать людям, неплоха...
Во втором сезоне вообще, как мне представляется, сквозит какая-то уже вымученность. Одеяло на себя начинают перетягивать второстепенные персонажи Осмомысл и Кулибин (но не могу не признать, Добронравов и Фоменко в актёрском тандеме здесь смотрятся просто замечательно).
Я привёл далеко не всё из того, что мне не понравилось, но уже и так получилось «много буков», так что пожалею своих читателей и буду закругляться.
Итого
В целом, смотрибельно.
Просто как развлекательная дребедень, если не вдумываться в смысл, кино работает.
Иногда смешно (вот только мне чаще было грустно).
Лично у меня после просмотра остался неприятный осадок.
Что мне особо понравилось (дабы не заканчивать на минорной ноте), так это отсылка к творчеству Михаила Афанасьевича Булгакова. Не все её заметят, а кто заметил – не все поймут в полной мере.