По статистике, менее половины россиян ищут работу или работают по специальности. После университета многие выпускники сразу уходят в другие профессиональные области. Причина тому — несоответствие ожиданий от будущей карьеры и реальностей рынка труда. Резидент Фонда «Сколково» компания Edwica разработала систему навигации по профессиональному развитию, которая помогает людям определиться с профессией, провести диагностику компетенций и получить недостающие, сделать карьерный переход и многое другое. Подробнее о возможностях сервиса — в нашем материале.
Идея создать систему, которая помогает пользователю построить профессиональную траекторию и предлагает инструменты для профессионального развития, появилась у основателя сервиса Edwica Дмитрия Адамова, когда он оканчивал университет.
«С первого курса я начал работать по профессии и знал, чем буду заниматься дальше и что мне для этого нужно. Однако многие мои сокурсники не знали, кем идти работать после вуза, каких им навыков не хватает, чтобы повысить свою конкурентоспособность на рынке труда, да и вообще не понимали, что нужно делать что-то самостоятельно, чтобы повысить свои шансы на трудоустройство. Им казалось, что после вуза работодатели охотно "разберут" их, дадут интересные задачи и высокую зарплату. Ожидания не оправдались, и многие пошли работать не по специальности», — рассказывает Дмитрий Адамов.
Причин, почему карьерные ожидания выпускников часто не совпадают с реальностью, по мнению эксперта, несколько:
— они начинают искать работу и понимают, что зарплата, на которую рассчитывали, и зарплата, которую предлагают работодатели специалистам их уровня, сильно различаются;
— долго не могут найти работу просто потому, что не подходят под требования к должностям, на которые претендуют;
— если устраиваются на желаемую работу, осознают, что им не интересно то, чем они занимаются.
«Наблюдая за этим, я подумал, что было бы отлично, если бы был инструмент, который мог подсказать, какая профессия вам больше подходит, рассказать о ней в деталях — чем вы будете заниматься, какая будет зарплата, какие перспективы роста, какие этапы предстоит пройти на пути карьерного развития. Подсказал бы, каких навыков вам не хватает, какой из них наиболее важен, а какой нет, где их можно приобрести», — рассказывает Дмитрий Адамов. Так появился сервис Edwica, который помогает выбрать профессию, провести диагностику и выявить компетенции, которые следует развивать, а еще спланировать карьерный переход. «Edwica — это сервис построения карьерной траектории на основе данных об образовании пользователя, профессиональном опыте, интересах, склонностях, психологических особенностях и сопоставления этой информации с большим объемом данных о требованиях работодателя на рынке труда», — отмечает Дмитрий Адамов.
Процесс построения карьерной траектории в системе состоит из нескольких этапов: пользователь вводит информацию о себе, указывает свои профессиональные предпочтения, проходит диагностику, полученные данные сопоставляются с требованиями работодателей, далее пользователь выбирает одну из предложенных системой профессий, и для него формируется поэтапный план достижения поставленной цели.
«Под каждую задачу система подбирает для пользователя образовательные материалы из книг, онлайн-курсов, вебинаров, профессиональных статей, видеороликов. Карьерная траектория постоянно обновляется, поскольку наши алгоритмы сканируют сайты занятости и следят за изменениями требований работодателей. Также система следит за изменениями у самого пользователя как в его знаниях, так и в профессиональном опыте и интересах. В свою очередь, пользователь в любой момент может сменить свою цель, и траектория перестраивается с учетом всех новых вводных», — поясняет Адамов.
В основе сервиса — технологии искусственного интеллекта и большие данные. Решение учитывает реальные требования работодателей. «У нас самая большая описательная база данных — более 5 тысяч профессий с проработанным семантическим ядром, учитывающим уровни профессии. При построении карьерной траектории анализируется накопленная база вакансий (более 30 млн), которая с каждым месяцем становится больше и уже через полгода составит более 80 млн вакансий. Траектория строится автоматически за считаные минуты и постоянно обновляется», — рассказывает Дмитрий Адамов. Основной упор делается на развитии hard skills пользователей, но и soft skills уделяется внимание.
По словам Адамова, Edwica претендует на то, чтобы стать глобальной системой навигации по непрерывному образованию и карьерному развитию, начиная со школьной парты и заканчивая пенсией. Ожидается, что сервис поможет человеку на каждом этапе его карьерного развития:
— школьник сможет воспользоваться сервисом, определиться со своей будущей профессий и подберет подходящий вуз и факультет;
— студент, обучаясь по основной образовательной программе, сможет узнать, каких навыков ему еще не хватает, чтобы повысить свою конкурентоспособность на рынке труда после выпуска, и как это можно сделать за счет дополнительных курсов университета;
— работающий специалист понимает, как можно развиваться внутри компании, какие шаги предстоит предпринять, какие должности пройти, какие навыки развить в себе, в каком порядке это лучше делать;
— если же человек потеряет работу, сервис помогает ему выстроить план дальнейших действий.
«На данный момент мы сконцентрированы на внедрении системы в региональных органах государственной власти и государственных вузах. Не самый простой сегмент для начала, что связано в основном с административными барьерами. Однако мы видим сильную заинтересованность в системе со стороны представителей данного сегмента, и такой подход позволит помочь как можно большему количеству людей. Параллельно получаем аккредитацию Министерства просвещения, чтобы иметь возможность внедрять решение в школах, и проводим переговоры с рядом корпораций о внедрении нашего решения у них», — рассказывает Адамов.
Сейчас система полностью разработана и внедрена в Сахалинской области. Также проводится пилотирование в Рязанской области, Республике Татарстан и ряде вузов.