Представители актёрских династий, как правило, имеют свой, особый взгляд на профессию. Поговорим сегодня об этом с актёром Александром Коршуновым, который ровно 30 лет назад, в 1993 году с подачи своего сына перешёл в категорию режиссёрскую. Из нашей недавней беседы.
Вопрос, как к представителю актёрской династии. Нет ли давление на новые поколения, что надо идти в профессию, потому что старшие уже преуспели?
- Ну, на меня лично такого давления никогда не было, я его не ощущал. Просто, действительно, вся жизнь была связана с театром и с кино.
Прежде всего, с театром, конечно. И моей замечательной бабушкой Клавдией Николаевной Еланской - великой МХАТовской актрисой, любимой актрисой Немировича-Данченко, ученицей Станиславского…
И дед - Илья Яковлевич Судаков, режиссёр МХАТа, Малого Театра, первый постановщик "Дней Турбиных".
Папа всю жизнь посвятил Малому Театру, много снимался в кино, и занимался педагогикой, и 55 лет вёл свою мастерскую в Щепкинском училище. И часто меня на улице останавливают и говорят: «Вы же сын Виктора Ивановича Коршунова, да? Вы - хороший актёр, Александр Викторович, но ваш папа - великий актёр!». И мне очень приятно это слышать.
А мама замечательно начинала в Малом Театре, в Театре Маяковского, потом увлеклась режиссурой, закончила режиссёрскую аспирантуру в ГИТИСе, и потом были её первые постановки в московских театрах, – Театре Станиславского, «Современнике», Театре Ермоловой. А потом, в 1981-м году, она создала свой Театр «Сфера». По принципу сферы, в котором актёры и зрители находятся в единой сфере взаимодействия, в единой сфере общения. Это уникальный театр, построенным по специальному проекту, и с замечательной труппой.
А я тоже начинал, как актёр, только работал в Новом Драматическом Театре, в Малом Театре, и сейчас являюсь главным режиссёром московского Театра «Сфера».
И дети наши пошли по этим стопам, хотя поначалу Степан - сын, думал стать художником, он очень хорошо рисует, мы его даже в художественную школу отдавали, но… Потом увлёкся театром…
Увлёкся или его «увлекли» родители?
- Увлёкся действительно, просто я ему предложил: "Вот, есть театральный класс, есть театральные школы, хочешь - попробуем туда поступить?" - Он говорит: "Давай попробуем!" И мы с ним выучили репертуар, позанимались… И когда он поступил, когда он сам как-то к этому очень ответственно, серьёзно отнёсся, вот тут как-то он очень увлёкся, и потом уже у него, в общем, не было сомнений в том, чтобы поступать потом в театральный.
А Клавдия очень долго говорила, что нет, она никогда не будет актрисой, будет психологом, будет журналистом… А потом попала в Щепкинское училище, на курсы, - к Стёпе, к брату, и Ольга Николаевна Соломина ей сказала: «Клава, что ты там сидишь? Иди на сцену, давай, помоги нам, поучаствуй!» Она не побоялась, вышла, и Ольга Николаевна её заняла тогда в «Пигмалионе», в студенческом спектакле. И уже потом перескочила даже один класс в школе, чтобы поступить в театральный класс при Щепкинском училище, а потом уже поступила к нам на курсы и училась в Мастерской Виктора Ивановича Коршунова. Так что, четыре поколения уже выстроились, да.
Ольга Николаевна Соломина, урождённая Андрианова (27 сентября 1931, Москва, СССР — 27 мая 2019, Москва, Россия) —театральная актриса, режиссёр, педагог, профессор, журналист, писатель; заслуженный деятель искусств России (1997). Жена народного артиста СССР Юрия Соломина.
Но всё-таки без давления не обошлось, пусть и деликатного…
- На меня никакого давления не было. Мама была более демократично настроена. Я тоже увлекался рисованием достаточно долго и мама сказала: «Ну, если ты хочешь, то пойдём к художнику, как-то позанимаешься…».
Спросили у Пименова возможности разрешения к нему как-то прийти, и мы пришли с мамой. Я набрал своих рисунков разных. Он так посмотрел… эх, всё это дело… Ну так, выбрал один этюдик и говорит: «Ну, вот этот так, ничего… Но вы как-то вообще решите для себя, это ведь серьёзное дело! Ну, побродите по бульварам, как-то подумайте вообще, всё-таки вы кем хотите-то быть - действительно художником или актёром, или кем-то ещё? Это же… Это же ваш личный выбор!»
Меня определил к своему знакомому художнику. Замечательный был художник - Рубинштейн. И я несколько месяцев ходил к нему и брал уроки. А потом всё-таки как-то актёрское пересилило, и когда я уже пришёл к Рубинштейну попрощаться и сказать, что я всё-таки пойду поступать в театральное, он был расстроен даже. Говорит: «И что же я на Вас время тратил?» У него ещё две девочки занимались в этот момент. Он говорит: «Ну, девочки, я понимаю, ну выйдут замуж и всё… Занимаются пока… Ну, не бросайте это дело в дальнейшем!». Я не могу сказать, что меня не посещала такая мысль: «А вдруг я не своим делом занялся? А вдруг мне надо как-то круто поменять свою жизнь?».
Юрий (Георгий) Иванович Пименов (13 [26] ноября 1903, Москва — 6 сентября 1977, Москва) —художник-живописец, график, сценограф, плакатист, педагог. Академик АХ СССР (1962; член-корреспондент 1954). Народный художник СССР (1970). Лауреат Ленинской премии (1967) и двух Сталинских премий второй степени (1947, 1950)