Я вижу, коллеги здесь заинтересовались тем, что ждет в ближайшее время наше кино. Позвольте высказать свое мнение, так сказать, изнутри индустрии (автор - сценарист и основатель сценарной школы).
Коротко - все отлично будет у нашего кино. И так все хорошо, а будет еще лучше.
Меня многие сценаристы и будущие сценаристы спрашивают – что, мол, теперь? Есть ли смысл вообще сейчас учиться писать сценарии и книги?
Смотрите.
Не хочу уподобляться всем тем шапкозакидателям, которые сейчас плюют на спину теряющему тапки Макдональдсу. Поэтому уподоблюсь нехотя.
Говорят, что у человека в жизни бывает только один шанс. На самом деле обычно у человека в жизни бывает два шанса.
Немного предыстории.
Помните телевидение 90-х? Тропиканка, Богатые тоже плачут, дикое что-то там – полноводные потоки привозного мыла, в основном латиноамериканского. После кризиса 1998 года и падения курса рубля завозить мыло из-за рубежа стало невыгодно и его стали варить на месте. Первая серия «Улиц разбитых фонарей» была снята с бюджетом 12 тыс рублей. Чтобы вы понимали, сколько это в тех деньгах, это был мой заработок журналиста в провинции за пару месяцев. То есть копейки.
А теперь внимание – когда вы в последний раз смотрели иностранный сериал по телевизору? Дайте-ка я угадаю. «Лост», «Сопрано» или «Секс в большом городе». То есть почти двадцать лет назад. А вот «Хаус» уже провалился, никто не стал его смотреть на «Домашнем». Посмотрите сегодня телепрограмму любого российского телеканала. Там нет ни одного не нашего сериала. Ни одного. Есть несколько, снятых в России на российском материале и совместно произведенных с иностранными компаниями, но это больше инвесторский проект, производственные мощности все наши. То есть для того, чтобы наши зрители посмотрели иностранный сериал, он должен выглядеть как наш сериал.
Медицинский факт – российские телезрители предпочитают местные телесериалы иностранным. А что с платформами, что с интернетом? А вы вспомните, когда в последний раз у нас в интернете взахлеб обсуждали какой-нибудь резонансный сериал? Это были «Чики», «Мылодрама», «Звоните диКаприо», «Последний министр», «Эпидемия». А иностранные – что, совсем не обсуждали?
Ага, был один сериал, который вызвал на постсоветском пространстве большой резонанс. Этот сериал назывался «Чернобыль». Упс:)
Резюмирую. Российские телесериалы всего за двадцать лет стали драйвером российской киноиндустрии и вывели ее на мировой уровень. Если интересно – посмотрите, сколько российских телесериалов продано на тот же нетфликс за последние годы.
И примерно лет пятнадцать назад был не очень длинный период, когда в киноиндустрию мог прийти буквально любой желающий с улицы. Брали всех, потому что рост был такой, что вузы не справлялись, кадров не хватало. Индустрия как пылесосом втягивала всех, кто был способен хоть что-то написать, сыграть, снять. И эта свежая кровь дала небывалый взрыв качества через какое-то время. Сегодня средний российский сериал намного выше по качеству, чем средний европейский сериал и зачастую - чем средний американский сериал. А по содержанию - выше и тех и других.
Так вот, наш второй шанс - сейчас.
Если западное кино уйдет из российских кинотеатров хотя бы на два года, оно туда больше не вернется никогда. Если у российской киноиндустрии появится возможность пройти хотя бы один производственный цикл без лоббистского давления Голливуда, голливудское кино будет вытеснено из кинотеатров так же, как бразильские телесериалы были вытеснены с наших телеэкранов.
И если это будет, наше кино ждет лет пять невероятного роста и в производстве и в деньгах и в качестве.
Великая киноиндустрия создает 10 шедевров в год. Для этого нужно, чтобы в год снимали 1000 фильмов. А для этого нужно писать в год 10 тысяч сценариев.
Из этих нужных нам двух лет один год уже прошел. Результат уже налицо. Семейная комедия "Чебурашка" обогнала по сборам картину "Аватар" (в смысле, не по сборам в мире, а по сборам у нас) и стала самым кассовым российским фильмом в истории российского проката.
Еще раз, для памяти - дайте нашей индустрии два года (один производственный цикл) без голливудского фуфла на всех наших экранах и вы про это голливудское фуфло и не вспомните и больше никогда его обратно на наши экраны не захотите.
Автор - Александр Молчанов