В последнее время очень много говорят о многократно выросшем объеме информации, которая нас окружает, и, как следствие этого, сформировавшемся у людей клиповом мышлении. И если с первым спорить бессмысленно, то вот второе утверждение является ошибочным. Не потому, что сейчас клипового мышления нет, а потому, что оно было у людей всегда, а не появилось только недавно. Способность к постоянному переключению внимания с одного объекта на другой было основой выживания человечества как вида. Просто в силу меньшего количества информации в предыдущие эпохи, это переключение не казалось таким заметным. Но все же способности человеческого мозга являются такими же ограниченными, как и в период до информационной революции. И вот здесь мы подходим к одному очень важному выводу, на который особо не обращают внимание.
Но сначала маленькое отступление. Не секрет, что в фантастических произведениях зачастую предвосхищаются некоторые идеи, которые только потом оказываются реализованы на практике. Любителям стратегий в реальном времени наверняка известна игра из начала 2000-х годов "Периметр. Геометрия войны", созданная отечественными разработчиками из Калининграда. Согласно сюжету игры, параллельно нашей вселенной существует "Психосфера" - вселенная, создаваемая эмоциями, мыслями, переживаниями людей. Она представляет собой "Спанж", похожий на огромную губку, пузырьками которой являются отдельные миры, созданные человеческой психикой.
К чему это все было? К тому, что ограниченность нашей психики в деле работы с информацией, привела к тому, что все современное информационное пространство превратилось в Спанж, а каждый из нас создал свой собственный информационный пузырек, в котором и обитает. И вся нынешняя "клиповость" мышления - это быстрое определение того, что в пузырек будет допущено, а что окажется отвергнутым. Из всего обилия информации мы выбираем только ту, которая ложится в нашу картину мира, а потому впихнуть что то в пузырек против воли его создателя невозможно. Это приводит, в том числе, к кризису современной системы образования: если раньше, в силу меньшего объема и меньшей доступности информации, ученик приходил в школу/техникум/вуз практически чистым листом, то теперь - доверху наполненным сосудом.
При этом такое переполнение произошло относительно недавно, а потому еще не стало специальным объектом изучения со стороны многих исследователей. Не осознали это и многочисленные ЛОМы, и популярные блогеры и те, кто ими только хочет стать. А ведь это принципиальный момент, который должен полностью изменить всю сферу информационного взаимодействия. По сути, сейчас у того, кто хочет стать популярным "блогером" (в широком смысле слова) есть только два пути: либо превращение в инфо-проститутку, которая будет давать любому клиенту ровно то, что тот захочет; либо пойти по пути инфо-дилера, который будет потихоньку, малыми дозами подсаживать людей на тот контент, который он хочет "продать", маскируя эти дозы под то, что человек считает "своим". Никакого "завоевания умов" при помощи харизмы, дизайна, уникальности контента больше не будет.
Есть, правда, еще один вариант. Как бы уютно человеку не было в его пузырьке, иногда возникает желание попутешествовать, но так чтобы с удобством и полной безопасностью. И тут должны появиться инфо-спириты (если пользоваться терминологией "Периметра") или инфо-турагенты, которые смогут обеспечить заказчику такие "туры по чужим пузырькам". Вот за ними и будет будущее.