Найти тему
Записки о театре

«Потому-то всякого человека и уважать надо»

Тесная комната: стол, две лавки, нары с деревянной лестницей, чурбан, печка, занавеска из сермяжной ткани, мешок на верёвке, на полу сор, луковая шелуха – такой видит зритель обстановку ночлежного дома, где разворачивается действие спектакля «На дне» по пьесе Максима Горького в Пермском театре «У Моста». Свечи на столе создают ощущение дома, каким бы он ни был. Через динамики время от времени прорывается радио с торжественными и непонятными фразами.

Источник фото: Пермский театр «У Моста»
Источник фото: Пермский театр «У Моста»

В этих декорациях начинается действие. Постепенно зритель знакомится с обитателями ночлежки и её хозяевами, хотя само по себе разделение весьма условно, ведь их быт и образ жизни вынужденно пересекаются. Неслучайно красивая и ухоженная Василиса (Анастасия Перова), жена содержателя ночлежки, влюбляется в постояльца Ваську Пепла (Александр Шаманов) – обыкновенного вора, впрочем, не лишённого харизмы, а сам он ещё и ухаживает за её сестрой Наташей (Татьяна Голендухина)…

Напряжение усиливается присутствием умирающей Анны (Регина Шнигирь) – жены слесаря Клеща (Дмитрий Мурзаев). Клещ – фамилия, очевидно, «говорящая», метафора того, кто пьёт кровь своей жертвы, – груб с ней; чувствуется, что её присутствие и состояние его тяготит. Хотя ему можно и посочувствовать: мало того, что на грядущие похороны нет денег, так ещё и постоянный укор со стороны других постояльцев (у которых едва ли есть моральное право кого-то осуждать) за такое отношение, которое если и не сводит Анну в могилу, то очень даже этому способствует.

Источник фото: Пермский театр «У Моста»
Источник фото: Пермский театр «У Моста»

В галерее персонажей есть также спившийся Актёр (Василий Скиданов), Барон (Вильдан Валиев) – бывший барин, разорившийся и живущий «на дне» и другие вынужденно бездомные люди. Здесь возникает естественный вопрос: сделала ли среда их такими, какими они стали, или это что-то у них внутри привело их к такой жизни? У круга нет начала, но дело-то в том, что люди оказались здесь и, похоже, хотели бы вырваться к лучшей жизни, но «дно» – такая вещь: это ведь только кажется, что можно оттолкнуться и всплыть, а ничего подобного, оно – «илистое», а потому только больше затягивает в глубину. Стало быть, вместо осуждения необходимо сочувствие.

И герои находят это сочувствие в словах странника Луки (Алексей Улановский). На самом деле не так уж важно, правду он говорит или нет, рассказывая Анне, что после смерти её ждёт покой, а Актёру, что где-то в городе есть лечебница для алкоголиков и надо только добраться… Доброе слово, сопереживание и надежда – вот что получают обитатели ночлежки от Луки. Неслучайно они всё время просят его, чтобы он «говорил».

Источник фото: Пермский театр «У Моста»
Источник фото: Пермский театр «У Моста»

А между тем происходит поворотный момент сюжета: Анна умирает. Будут ещё смерти по ходу действия, но эта особенная: она сметает всю шелуху, причём как в прямом, так и в переносном смысле, и второе действие начинается в тех же декорациях, но со значительно меньшим количеством вещей. Как раньше, уже не будет, привычный уклад вещей дал трещину, а значит, грядут «необратимые изменения».

Источник фото: Пермский театр «У Моста»
Источник фото: Пермский театр «У Моста»

Когда исчезает Лука, ночлежка и вовсе пустеет. И здесь на смену ему приходит простой и сермяжный Сатин (Владимир Ильин) со своей грубой и прямой философией…

Автор: Марина Щелканова