Найти тему
16etazh

"Не скажу". Евгений-дурак нашего времени

Есть такой сказочный сюжет: царь или вельможа, желая отобрать красавицу-жену у героя сказки, придумывают всякие козни, которые ему самому потом выходят боком, а герой, пройдя различные испытания, остаётся с женой, и живут они вместе счастливо всю оставшуюся жизнь. Отношения мужчины и женщины в мифологии и в произрастающих из неё сказках часто символизируют то, что в современном мире описывается как взаимоотношения ума и сердца. Сказочное повествование можно рассматривать как профилактику нездоровых процессов в психике, символизируемых действиями различных отрицательных персонажей. А здоровая психика - гармония сердца и ума.

Считается, что с развитием цивилизации эта гармония всё более труднодостижима, и это похоже на правду. В классическом произведении русской литературы «Евгений Онегин», например, герой сам делает всё так, что женщина, готовая быть его женой, достаётся условному вельможе. Тому и хитростей никаких придумывать не надо, Евгений сам себя перехитрил. Татьяна, конечно, была «другому отдана», то есть, вышла замуж не по своей воле, но Евгений её при это навсегда потерял. Гармонии ума и сердца не вышло. Однако Евгений хотя бы ощутил трагедию своей ситуации: заключительная сцена романа пронизана атмосферой кризиса личности, а личностный рост происходит лишь посредством кризисов.

Теперь к современности. На днях посмотрел фильм российского производства «Не скажу» (2010 г.). Призы на локальных кинофестивалях, в том числе и международных, всё такое. Фильм очень ярко показал, что фигура сказочного героя претерпела дальнейшую эволюцию со времён Пушкина – впрочем, уместнее сказать деградацию. «Не скажу» – так, с глупой ухмылкой из разряда "какой я весь из себя загадочный", отвечает Иван, герой фильма на один вопрос Смерти, которая явилась ему в виде его девушки Анны. Вопрос заключался в следующем. В квартире, которую снимали Иван и Анна в течение девяти месяцев – покуда длились их отношнения – висела корабельная рында, которая, как говорил Анне Иван, звонила сама по себе, когда у них было всё хорошо. Так вот, Смерть поинтересовалась, действительно ли рында звонила сама по себе. "Не скажу" – глупо ответил Иван.

Почему пришла Смерть? Потому что Иван глупо себя повёл перед олигархом, к которому от него ушла Анна, и нарвался на случайный от него выстрел. Почему же ушла Анна? Потому что на протяжении всех их отношений Иван просто глупо дурачился. Сам он объяснял это тем, что ему хочется каждый день превратить во что-то особенное. А на деле человек просто не имел чёткого представления о себе и вообще о чём-либо и не способен был идти по жизни твёрдой дорогой. Умирая от выстрела глупый Иван видит в бреду, как он возвращается в квартиру, и Анна тоже туда возвращается, и он мужественно скрывает своё ранение, а потом Анна всё-таки узнаёт и горюет, и они говорят, что по-прежнему любят друг друга... – в общем, типичные инфантильные фантазии на тему "вот я умру, и все вы поймёте, кого потеряли!.."

Чем занимается Иван, помимо того, что скачет по квартире в трусах и в смешной шапочке? Вот тут начинается самое интересное. В фильме несколько раз показывается нечто вроде флешбэков: черно-белые кадры, где красивые люди в элегантных костюмах стоят или ходят по большому помещению, изящно держа бокалы в руках. Презентация, корпоратив... – что там ещё инфантильный либерал представляет себе под работой с кодовым названием «праздник жизни»? То бишь ничего: просто ходишь с бокалом, улыбаешься, флиртуешь, а в кармане у тебя появляются деньги, на которые ты снимаешь квартиру, где можешь дурачиться всё свободное время. Что, как член общества, Иван делает для самого общества? Абсолютно ничего. Собственно в этом он вылитый Онегин. Это ничегонеделание и не позволяет ни Онегину, ни Ивану понять, что женщине не нужно, чтобы её избранник усиленно, с опасностью, что глаза от натуги лопнут, превращал каждый день в нечто особенное. Ей нужно, чтобы он создавал и оберегал мир, в котором она жила бы и была счастлива. А создать такой мир, не занимаясь реальной деятельностью, связывающей тебя тесными узами с социумом, невозможно. Вот и вся сказка. И если можно сказать, что Онегин что-то начал понимать после потери Татьяны, то Иван своим "не скажу", вынесенным аж в название фильма, ясно дал понять зрителю, что события просто прошли мимо его сознания. Как говорится, пуля прошла навылет, мозг не задет. Разговор с персонификацией Смерти – это разговор со своим истинным, глубинным Я. Иван сбежал от этого разговора.

Целая субкультура либерального авторского кино и так и эдак пытается распутать болезное сознание романтизируемых ей уникальных снежинок, бегущих от реальности в свои чудачества, пранки и прочее оригинальничание, давно уже ставшее для них самой настоящей неоригинальной обыденностью. А тут и распутывать ничего не надо: просто иди и работай на благо близких и всего общества вообще – и будет тебе и здоровые отношения, и здоровая психика – а там и гармония ума и сердца не за горами. А для начала, если внутренний голос вдруг спросит тебя: «Слушай, друг, а не дурак ли ты?» – не надо говорить ему: «Не скажу». Просто признайся себе, что ты дурак – и не сказочный, а самый что ни на есть настоящий, – и это станет отправной точкой для улучшения качества твоей жизни.

А так да, согласен: если ты будешь только брать у мира, ничего не давая ему взамен, то мир просто сам однажды возьмёт тебя, и ты сдохнешь, никому не нужный.

Мясорубка на Реверсе

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц