В 2013 году началась пандемия, вызванная мутировавшим грибом кордицепсом, а Джоэл Миллер потерял дочь. С тех пор прошло 20 лет, он стал контрабандистом и вместе с напарницей Тесс пытается выживать в этом изменившимся мире. Но однажды Джоэл соглашается сопровождать в лабораторию организации Цикады девочку Элли, от которой может зависеть судьба человечества.
Путь к PC длиною в десять лет
Оригинальная The Last of Us, названная в русской локализации Одни из нас, вышла в 2013 году для Sony PlayStation 3, потом в 2014 году был выпущен ремастер для PS4, а в 2022 году появилась версия для PS5, которая вызвала споры на тему является ли она полноценным ремейком или это качественный ремастер ремастера. На ПК релиз состоялся 28 марта 2023 года, но, к сожалению, портирование доверили студии Iron Galaxy, которая в числе прочего в свое время "прославилась" скандальной PC-версией Batman: Arkham Knight. Что ж, в этот раз сотрудники компании опять посредственно справились с задачей, технических проблем в The Last of Us: Part I хватало как на релизе, так и сейчас они могут испортить впечатления от видеоигры.
Необычная контрабанда
Думаю, за десять лет все желающие смогли узнать, о чем сюжет The Last of Us. Если коротко, то Джоэлу с Элли предстоит долгое путешествие по постапокалиптической Америке, в котором они столкнутся с тяжелыми испытаниями и многое переживут, но рано или поздно история завершится, чтобы продолжиться в The Last of Us Part II. А в дополнении Left Behind Элли будет искать в торговом центре лекарства для раненого Джоэла, параллельно вспоминая свою последнюю встречу с подругой Райли незадолго до событий основной игры.
Последствия пандемии
Пандемия привела к апокалипсису. Большая часть населения США, как и всего мира, заражена или уже погибла, остальные же подались в затворники, объединились в группировки или живут в карантинных зонах, за пределами которых царит беззаконие, и велик риск быть убитым или стать жертвой зараженных. Обеспечением безопасности карантинных зон занимается организация FEDRA (Федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям), объединившаяся с военными, но с их властью согласны далеко не все. Например, объявленные террористами Цикады (хотя Fireflies с английского переводится как "Светлячки") призывают к вооруженным мятежам и выступают за восстановление всех органов власти, попутно пытаясь изобрести вакцину от кордицепсной церебральной инфекции.
Америка после катастрофы
Почти за год Джоэл с Элли пересекут практически всю территорию США с востока на запад, выдвинувшись из Бостона и дойдя до Солт-Лейк-Сити. The Last of Us: Part I линейна, а коридорного типа локации небольшие по размерам, да еще и путь назад будет блокироваться. Элли не умеет плавать, поэтому в затопленных местах необходимо ей помогать, перевозя по воде на деревянных поддонах, к тому же регулярно придется протискиваться в узкие проходы, переползать через преграды или перетаскивать лестницы, чтобы взобраться выше. Это связано с целью минимизировать заметность подгрузок и с ограничениями еще PlayStation 3, а в ремейке дизайн уровней остался прежним. Иногда протагонист будет находить карты местности с обозначениями опасных зон и прочего, но смысла в них особо нет. Заблудиться сложно, а если и получится, то включается подсказка с указанием куда идти.
Несостыковки
Природа берет свое, открывающиеся взору пейзажи показывают медленное разрушение того, что создавал человек, но в остальном подчас возникает ощущение, что с начала пандемии прошло всего пара-тройка лет, а не два десятка, при условии того, что массового производства больше нет. Нехватки боеприпасов не наблюдается ни у военных, ни у Цикад, ни у бандитов с мародерами, хотя за столько времени запасы давно должны были истощиться. Однако, стреляют члены всех группировок, не задумываясь об экономии. Исправный автотранспорт редко, но встречается, но откуда берется бензин? Тот, что в баках брошенных автомобилей или на заправках за 20 лет уж точно потерял свои свойства и вряд ли пригоден для использования. Не скажу, что подобное очень портит атмосферу, скорее это просто придирки, но все же.
Крафт предметов
Выживать в обстановке постоянной опасности нелегко. Лекарственные средства и вспомогательные предметы нужно мастерить самостоятельно, для чего надо обшаривать ящики и прилегающую территорию. Помимо аптечек из собранных компонентов со временем удастся создавать "коктейли Молотова", бомбы с гвоздями, дымовые гранаты и заточки, которые сгодятся как для бесшумного устранения противника, так и для взлома запертых дверей. Есть и прокачка, за найденные добавки у Джоэла может увеличиться запас здоровья, дальность слуха или скорость лечения, а сам он может научиться быстрее изготавливать припасы или меньше раскачивать оружие при прицеливании.
Оружие для защиты
Ассортимент доступного вооружения достаточен, чтобы не ощущать себя беззащитным, но появляется оно по мере продвижения по сюжетной линии. Два вида пистолетов, револьвер, обрез, охотничья винтовка, помповый дробовик, лук, огнемет, а ближе к финалу дают штурмовую винтовку, которой мне так не хватало, правда, она оказалась не особо удобной. У Элли выбор оружия поменьше, но и играть за нее доведется недолго. Вооружение можно модифицировать на верстаках, но для этого потребуются детали и инструменты разных уровней. Примечательно, что улучшения заметны и визуально. Боеприпасы обычно в дефиците, поэтому их приходится беречь на крайний случай. Холодное оружие также способно выручить в трудную минуту, но оно довольно быстро изнашивается. А для отвлечения противника используются пустые бутылки или кирпичи.
Разнообразные враги
Люди в основном ведут себя одинаково, различаясь вооружением и экипировкой. Некоторые носят бронежилеты и/или каски, что осложняет возможность убийства с одного выстрела, но задушить удается всех, если подкрасться со спины и напасть. С инфицированными куда интересней, их поведение зависит от стадии заражения. Бегуны агрессивны, но глупы, увидев жертву – сразу бегут на нее; сталкеры стараются нападать внезапно исподтишка; щелкуны ничего не видят, но прекрасно слышат и быстрые; достигшие же финальной стадии мутации топляки мощные и живучие, а еще умеют кидаться мешочками с отравляющими микотоксинами. Кроме редких случаев, игрок сам решает каким образом расправляться с врагами, а то и вовсе попытаться их обойти, но игра всячески склоняет стараться действовать скрытно и вступать в открытый бой, когда другого выхода не остается.
Необязательные вещи
Для любителей детальных исследований локаций и коллекционных предметов есть справочники, дающие кое-какие бонусы, медальоны Цикад, комиксы серии "Дикие звезды", дополнительные диалоги и различная текстовая информация, позволяющая лучше понять мир The Last of Us, а иногда через записки может рассказываться какая-нибудь занятная, но часто печальная история. После первого прохождения за полученные очки становятся доступны модели персонажей в галерее, эскизы, скины для одежды, экипировки и оружия, режимы визуализации, а также модификаторы игрового процесса, включая читы.
Техническое состояние
The Last of Us: Part I создана на собственном движке студии Naughty Dog. Хоть без "мыла" и не обошлось, но на высоких, а тем более максимальных настройках графики картинка красивая, с вниманием к деталям, в том числе к отражениям в воде и зеркалах. А вот техническое состояние версии для PC оставляет желать лучшего. Долгая компиляция шейдеров, плохая оптимизация, визуальные глюки, баги, микрофризы, скачки FPS, зависания, вылеты и т.п. могут случаться до сих пор, несмотря на то что уже вышло три крупных патча и несколько мелких. При этом, у кого-то после установки очередного обновления ситуация становилась хуже, чем была до этого. Я исключением не стал, некоторые проблемы возникали и у меня. В какие-то моменты было некомфортно играть, и это с учетом того, что я не слишком привередливый. Заодно fps мог упасть до 5-7 кадров в секунду и помогал только перезапуск приложения. Зато музыкальное и звуковое сопровождение отлично дополняет и подчеркивает атмосферу происходящего. К локализации тоже претензий нет.
Итог:
Сама по себе The Last of Us: Part I – хорошая видеоигра, с неплохим сюжетом, занятным сеттингом и слегка скучноватым геймплеем с однотипными задачами. Но чтобы по достоинству оценить ее на ПК – лучше подождать "полировки", ведь разработчики обещают в обозримом будущем исправить имеющиеся проблемы, и судя по периодичности выхода патчей, намерены это обещание сдержать. Патч 1.0.4.0 служит тому подтверждением. Пока же рейтинг в Steam (53% положительных обзоров) и оценки на Metacritic (57 баллов от критиков и 2.1 балла от геймеров) вполне заслужены. Надеюсь, если Sony на это решится, портирование второй части пройдет успешней.