Найти тему

«Анна Каренина» в Кижах и развитие архитектурной экспозиции в музее «Кижи» с точки зрения архитектора-реставратора Ольги Севан

Зимой 2012 года остров Кижи бомбануло! Мало того, что на улице было -30°, так еще начались съемки эпизода фильма «Анна Каренина» с Кирой Найтли в главной роли. Правда сама суперстар съемки прогуляла и на остров не явилась, однако ажиотаж был страшный.

А началось это действие задолго, т.е. предыдущим летом. Съемочная группа искала достойный «пейзаж» для деревенской сцены фильма. И сколько бы их не отговаривали, они настояли на своем – только остров Кижи и только дом Ошевнева (читай, основная экспозиция музея со всем антуражем). В коем-то веке, на несколько дней главным объектом музея стала не наша Преображенская церковь, а очень красивый дом.

начало монтажа декораций
начало монтажа декораций

Главный вход в загородный дворянский дом по мнению киношников должен был стать вход в сарай. На удивление, они его так задекорировали, что было даже жалко разбирать потом. Из приколов: доски на остров Кижи для декораций они привезли из Англии, сам лично видел маркировку. Все, кто это видел, просто были в культурном шоке (надеюсь правильно подобрал синоним слову «охренели»).

декорации почти установлены
декорации почти установлены

Я там тоже был, мед-пиво пил, по усам текло… Еще там были отличные коняшки, правда не из Англии. Оказывается, что местные лошадки более мелкие и могут зайти в местную конюшню, а те более рослые и тупо уперлись об верхних косяк своей холкой. Вот тут-то я и узнал, оказывается лошади приседать не умеют, раз уперлись в проем по высоте, то никуда дальше не пойдут.

кадр из фильма
кадр из фильма

Но мы же говорим тут всегда об архитектуре, правда? С точки зрения архитектуры не поменялось ровным счетом ни-че-го. Однако появилось ощущение, которого никогда ранее не было – ощущение жизни на южном конце острова. Как будто дом ожил, дом наконец обрадовался людям и востребованности. Столько внимания у него не было с 1951 года.

Нет, дом, конечно, используется каждый год, но это было нечто неуловимое, что нельзя объяснить словами. Это примерно похоже на то, как будто вернулся хозяин, а не гости-туристы зашли.

Актеры на острове, красивые лица, Заонежские)
Актеры на острове, красивые лица, Заонежские)

Через 10 дней все завершилось, и стало сиротливо снова. Жизнь вернулась в свое русло, дом закрыли на замок, декорации убрали. Все стало строго по-научному, по-музейному.

Наконец вышел фильм. Пытался смотреть, не зашел от слова «совсем», но эти три «кижские» минуты просто шедевральны. Мороз реальный, замерзшие лица реальные, все очень не по «студийному». Снег белый, чистейший, натуральный!

Севан Ольга Георгиевна, архитектор-реставратор
Севан Ольга Георгиевна, архитектор-реставратор

Ладно, было и было. Ощущения затерлись до поры до времени. И тут, наша уважаемая Ольга Георгиевна Севан (архитектор-реставратор, царство ей небесное) выдала музейным сотрудникам очень некорректную фразу, суть которой можно выразить двумя словами «мертвая экспозиция». Имеется в виду, что основная экспозиция музея очень сухая, нет ощущения жизни.

Естественно, обида. Не мы и не я создал эту экспозицию, а титулованные коллеги той же Ольги Севан. Со временем обида ушла и началась другая стадия – осознания некорректной фразы. Осознаю до сих пор и чаша весов все более и более склоняется в сторону Ольги Георгиевны.

Амбар из деревни Коккойла слева, что за строение за амбаром выглядывает мне не ведомо, вероятно тоже амбар
Амбар из деревни Коккойла слева, что за строение за амбаром выглядывает мне не ведомо, вероятно тоже амбар

Ну как осознаю, появляются новые знания и новые сведения в форме фотографий. Кстати, совершенно случайно нашел тот самый амбар из деревни Коккойла, второй перевезенный объект на остров Кижи (первый – дом Ошевнева). Действительно стоит около дома Ошевнева «на пятачке». Затем этот амбар снова разобрали и перевезли в другое место. Но это мелочи, по сравнению с тем, что ради создания музея разобрали целую малодворную деревню. Итак, встречайте, деревня Погост. Осталась только на старых фотографиях.

Галерею можно полистать

Уж не знаю, можно ли сейчас это комментировать вообще, насколько это уместно. Начнем с того, что фотофиксация острова Кижи проводилась в основном в ракурсе Кижского погоста, а деревня Погост в двух шагах от Кижского Погоста в объектив камеры не попадала. Зато попала четко в камеры финских военных-захватчиков и опубликована на сайте SA-Kuva (специальный фото-каталог военных действий финской армии).

Бог с ним с далеким прошлым и политической ситуацией в прошлом и в настоящем, сейчас о деревне и людях. Да, о людях, которые жили в этих домах, сеяли-пахали, грешили-молились и пропали в конце концов в связи с созданием музея. Вместе с людьми ушла и эта теплая атмосфера настоящей деревенской жизни. Собственно, об этом и пыталась сказать Ольга Севан.

Можно ли вернуть старую ситуацию? Нельзя, страница истории уже перевернута. Однако можно попытаться вернуть какие-либо элементы, оживляющие ландшафт и дома-памятники.

музей Семёнково, дрова у дома
музей Семёнково, дрова у дома

Одной из фишек музея «Семёнково» под Вологдой являются, не поверите, дрова у дома. Нормальные, обычные дрова, цена вопроса – 1000 рублей за куб. Остается только вопрос, что в Сёменково эти дрова лежат не просто для антуража, а для действующих печек, а в Кижах будут лежать для антуража, т.е. не будут лежать никогда. Только не подумайте, что я критикую администрацию музея, сдается мне, что эта история стара. «Да это, братъ, старо какъ міръ!»...Гр. Л. Толстой. Анна Каренина.

С другой стороны, если не ставить вопросы, то никогда ничего не поменяется. Дело же не в дровах, а в целом в атмосфере восприятия. Другой пример, на причале возле Кижского погоста стояли торговые амбары. Сейчас причал есть, а амбаров на самом проходном месте нет. Примеров можно накидать еще много, но тут не место для обсуждения. Я просто попытался понять уважаемого архитектора, дать ей убедительный отпор, а получил себе же в лоб, т.к. есть, есть глубокий смысл в её словах.

Дрова, лодки, причал, амбар, люди, труба на крыше, кресты на погосте - жизнь кипит
Дрова, лодки, причал, амбар, люди, труба на крыше, кресты на погосте - жизнь кипит

К сожалению, атмосферу восприятия никаким прибором не измерить, еще не выдумали никакой линейки или мерной колбы для тонких настроек красоты. Единственное что в широком применении – золотое сечение, других показателей мне не ведомо, все остальное на уровне интуиции.

Чтобы не завершать на грустной ноте могу рассказать про маленькое достижение последних лет – появилось стадо баранов, овец и коз. Вписываются в ландшафт изумительно, зиму проводят в конюшне, летом сидят на природе. Иногда сваливают из загончиков, потом ловят и сажают аккуратно на место. Летом бегают коняшки с бричками, тоже хорошо.

Концептуально, любой музей должен развиваться, есть приветы из прошлого, и они четко изложены. Все текущие работы никуда не делись, выполняются, однако рутина может скукожить светлый разум. Надо жить будущим, чтобы оставить музей другим поколениям лучше, чем тот музей, в который пришел в него ты лично. Всем всего светлого и ясного, хороших архитектурных мыслей!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц