Красивый певческий звук сам по себе ниоткуда не берется. Он или изначально есть у человека от рождения, либо человека нужно учить такой звук производить. Это подводит нас к мысли, что неплохо бы знать, что составляет красивый певческий звук? Возможно, знай мы, из чего он складывается, смогли бы пройти весь процесс поэтапно и достичь желаемого звучания?
Звук, изначально, предмет изучения физики, вернее, одного из ее направлений - акустики. Свойства звуковой волны и все принципы ее существования и действия подробно описаны в соответствующих источниках. Причины рождения звука могут быть самые разные – от шума моря или ветра до вокальных усилий человека. Нравится нам это или нет – любые звуки подчиняются законам физики, акустики, динамики, биомеханики, и т.д. Получается, мы имеем дело с крайне сложным и интересным феноменом, на который, без сомнения, мы можем влиять, но исключать все сказанное ранее было бы глупо. Тут все просто: если знаешь принципы работы звука – получаешь быстрый и надежный результат, не знаешь – долго ходишь по кругу, пока случайно не наткнешься на решение. И то – не факт.
Одна из причин, почему кто-то не попадает в ноты
Какое самое распространенное объяснение мы слышим, когда человек не попадает в ноты? – У него нет слуха, нет голоса, нет способностей. На самом деле, голосовые связки человека совершают не то количество колебаний, которое необходимо, чтобы прозвучала та или иная высота звука. Каждый звук имеет высоту, определяемую количеством Герц. Если голосовые связки совершают нужное количество колебаний, соответствующее той или иной, высоте звука, то мы с вами «попадаем в ноты». Так, для чистого интонирования ноты ля 1 октавы ваши голосовые связки должны в секунду совершить 440 колебаний. Если это будет 320 – то это будет уже совсем другая нота. Упс!
Нам важно понимать, ПОЧЕМУ нарушена синхронизация голосовых мышц с тем референсом, который человек слышит. Определив причину, можно найти пути решения. Главной причиной, по-прежнему, остается неразвитые связи между головным мозгом и соответствующими структурами голосового аппарата, в данном случае, с голосовыми связками. Вернее, связи есть, но их достаточно только для формирования речи. Изменение частоты колебаний связок, лежащее в основе извлечения певческих звуков различной высоты – гораздо более сложный процесс. И не у всех от рождения он отлажен. Именно поэтому человек, как правило, слышит, что поет фальшиво, но ничего с этим сделать не может.
Хороший звук рождается в результате ХОРОШЕГО первичного контакта голосовых связок. А именно – атаки звука. Чем лучше этот первичный контакт, тем бОльшая масса голосовых мышц участвует в генерации звуковой волны, тем полнее обертоновый спектр звука. Соответственно, такой звук лучше звучит в исполнении, причем, как акустически, так и в микрофон. Помимо прочего, именно это обстоятельство отличает профессионального исполнителя от многих начинающих. Поэтому работу над качеством своего голоса нужно начинать с отработки этих самых, атак звука, постепенно переходя на более продолжительное звучание отдельных звуков с сохранением качества контакта голосовых связок.