Найти тему
Позитивная старость

Предательство Христа - две литературные версии

Друзья, Пасха прошла, а переживания остаются. Вспомнил свой старый текст и решил его опубликовать вновь.

На это меня надоумил комментарий одного читателя, который высказал недовольство фактом моей интерпретации библейской истории Иоанна Крестителя, царя Ирода и Саломеи и мотивировал такое недовольство наличием другой интерпретации - у писателя Оскара Уайльда. Подобный комментарий вызвал моё недоумение, поскольку культурная среда человечества основана на постоянных переосмыслениях прежних художественных сюжетов.

Ну да ладно. Вот мой текст.

***

Эпиграф. «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня»

Мой личный опыт говорит мне, что нет ничего тяжелее предательства. Преданный обречён долго страдать, а предавший обречён на вечное презрение.

Символом предательства стало имя «Иуда». Новозаветная история, начавшаяся с Тайной вечери, явилась источником многих художественных произведений. Я вспомню два из них.

Оба – литературные тексты. В обоих изображено своё видение роли Иуды, одного из учеников Христа.

Первое произведение – роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», 1929-1940.

Второе – повесть Леонида Андреева «Иуда Искариот», 1907.

В этом месте я задам вопрос – какое отличие между двумя авторами в изображении Иуды? И далее постараюсь дать ответ.

  • Начну с «Мастера и Маргариты».

Парадоксально, но в стране победившего атеизма писатель М.Булгаков перенёс в свой роман библейскую историю без принципиальных новшеств.

Иуда, соблазнившись деньгами, указал на своего учителя стражникам первосвященника иудейского по имени Каифа. Те схватили учителя и спустя некоторое время Иисус был распят.

Римский прокуратор Понтий Пилат предварительно побеседовал с Иисусом (в романе его звали Иешуа Га-Ноцри). Удивившись его своеобразному видению мира, Пилат пожелал сохранить Иисусу жизнь. Он увидел в нём философа, чьи идеи противостояли жестокости существующего мира. Но спасти Иисуса не удалось. Каифа категорически воспротивился.

Гнев прокуратора обратился на предателя Иуду. Тайным образом Иуда был убит. Убийство было совершено с ритуальным эффектом. Мешок с деньгами, полученными Иудой, оказался обильно полит кровью предателя. Позже он был подброшен якобы неизвестными лицами во дворец первосвященника Каифы с запиской: «Возвращаю проклятые деньги!».

Мораль здесь прозрачна – предателя должна постичь самая суровая кара. Жестокое убийство Иуды воспринимается как справедливое возмездие.

Совершенно иная трактовка всего, связанного с Иудой, предлагается Л.Андреевым.

  • В его повести «Иуда Искариот» идёт долгая подводка к развязке сюжета.

Иуда, столь же верный ученик Христа, как и остальные, был некрасив и косноязычен. Он оказался предметом насмешек со стороны всех остальных учеников – будущих апостолов. Это ранило Иуду. Он страстно желал выразить свою преданность Учителю, но из этого получался только конфуз. Не умея сказать подходящее случаю слово, он вызывал лишь улыбку своего кумира. Если Христос только по-доброму улыбался, то остальные упражнялись в язвительном остроумии на его счёт.

Иуда выбивался из сил, пытаясь услужить Учителю. Но укоренившаяся привычка относиться к нему с насмешкой довела его до пароксизма отчаяния: – Почему он не любит меня? Почему он любит тех? Разве я не красивее, не лучше, не сильнее их? Разве не я спас ему жизнь, пока те бежали, согнувшись, как трусливые собаки?

В своём воображении Иуда видел себя совсем не таким, каким он представлялся стороннему взгляду. Налицо были все признаки душевной депрессии.

Ход дальнейших событий во многом объясняется спором между учениками Петром и Иоанном, кто из них первый возле Иисуса. Разругавшись между собой, они обратились к Иуде.

– Ну-ка, умный Иуда! Скажи-ка нам, кто будет первый возле Иисуса – он или я?

Но Иуда молчал, дышал тяжело и глазами жадно спрашивал о чем-то спокойно-глубокие глаза Иисуса.

– Да, – подтвердил снисходительно Иоанн, – скажи ты ему, кто будет первый возле Иисуса.

Не открывая глаз от Христа, Иуда медленно поднялся и ответил тихо и важно:

– Я!

Все были поражены этой выходкой.

С этого момента события развиваются стремительно. Писатель Андреев заворачивает такой сюжетный кульбит, что по окончании его остаётся лишь вытереть испарину со лба.

Иуда придумывает способ, как проверить любимых учеников Христа на верность Учителю. План таков – Иисусу будет угрожать смертельная опасность, а там станет ясно, кто чего сто́ит.

Он тайно предстаёт перед иудейским первосвященником и объясняет ему опасность учения Христа для иудейской веры. Решено, что при появлении Иисуса в Иерусалиме тот будет схвачен.

Иуда получает за это тридцать серебреников. Такая ничтожная сумма вызывает в нём взрыв саркастического восторга – вот какова цена предательства!

Иисус с учениками приближаются к городу. Близится развязка. Уже произнесены им слова: – Говорю тебе – Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься от меня. Но никто из учеников не воспринимает это всерьёз.

Наступило! Вооруженные стражники схватывают Иисуса по наводке Иуды, а все ученики разбегаются по окрестному лесу.

Но им далеко уйти не дают. Наступает пора главного вопроса. И слышны однотипные ответы:

– Нет, я его не знаю.

Каждый при этом с презрением смотрит на Иуду. Тот не обращает больше на них внимание. Внезапно тридцать серебренников становятся ценой не только ему, но и всем остальным ученикам.

С этого момента рядом с Иисусом остаётся лишь он, Иуда.

Ему осталось только проверить, не восстанут ли верующие? Не освободят ли они Учителя, как беззаботно надеялись накануне его ученики. Иуда ведь намекал им на возможную опасность.

Нет. Окровавленного Христа ведут к месту казни при угрюмом молчании толпы.

Тогда Иуда прорывается сквозь оцепление и под ударами стражников обращается к мученику:

– Я с тобой! Ты простишь меня?

Жизнь покидает Христа.

Иуде жить больше незачем. Ему довелось увидеть сегодня и холодных убийц, и трусливых предателей. Он уйдёт от всех них к Учителю.

«А наутро кто-то зоркий увидел над городом висящего Иуду и закричал в испуге. Пришли люди и сняли его, и, узнав, кто это, бросили его в глухой овраг, куда бросали дохлых лошадей, кошек и другую падаль».

Конец сюжета.

Как вам, друзья? Я впечатлён. И нахожусь под впечатлением уже лет 40. С тех пор, как первый раз прочёл эту повесть.

Скажу вот что. Иногда, когда ваш ребёнок капризничает, не действует ли он так же, как в сюжете Андреева? Пытаясь досадить вам своим криком, ребёнок хочет увидеть в ответ ваше прощение и ласку. Это ли не окажется для него самым убедительным проявлением вашей любви к нему?

Итак. Два крупных русских писателя предложили две разные трактовки личности мифологического Иуды. Одна традиционная и совершенно прозрачная – булгаковская. Другая – психологически чрезвычайно неоднозначная. Леонид Андреев оказался огромным мастером интерпретации хорошо известных сюжетов.

Несмотря на предпочтительность того или иного образа в ваших глазах, мне остаётся напомнить - предательство есть смертный грех.

Позор предателю во веки веков!

Аминь.