Вступление:
Россия стала одним из первых государств, где социалистическая революция оказалась успешной. На это повлияло множество факторов: сильная социальная несправедливость, очень маленькая поддержка низших слоёв населения, отставание в промышленном плане… Но на самом начальном этапе нашу страну потрясла гражданская война, унесшая большое количество жизней, последующая быстрая индустриализация, которая также не обошлась без жертв, Великая Отечественная Война и по итогу постепенная демократизация и капитализация СССР, которая привела к катастрофическим последствиям для экономики, что повлекло распад Советского Союза на 15 суверенных республик. Такое событие шокировало не только мировую общественность, но и само население страны, и далеко не многие смогли смириться с такой утратой. Но можно ли снова воссоздать социализм в России? И есть ли вообще вероятность его прихода? Определённо, есть. В этой статье я разберу:
1. Где впервые появилась теория социализма;
2. Как идеи социализма развивались в Европе в 19-ом веке;
3. Как они возникли в Российской империи;
4. Как менялась политика социализма при советской власти;
5. Возможно ли сегодня снова пойти по социалистическому пути и какие на то есть причины. Отвечать на этот вопрос я буду, отталкиваясь от опроса, проведённого мною, а также от статистики выборов в Государственную Думу (за 2021 год) и выборов президента России (за 2018 год).
1. ЗАРОЖДЕНИЕ СОЦИАЛИЗМА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Идею создания государства, в котором все будут равны, выдвигали ещё в Древней Греции. Истоки же непосредственно античного социализма берут своё начало в работах Платона, где он, рассуждая о создании «идеального государства» в своей книге «Государство», писал, что идеальной системой управления является та, где будет существовать «справедливость», при этом относя схожей к капиталистической модели структуру к одному из порочных типов. “Подобного рода государство неизбежно не будет единым, а в нем как бы будет два государства: одно — государство бедняков, другое — богачей, хотя они и будут населять одну и ту же местность, однако станут вечно злоумышлять друг против друга” – писал он про капитализм.
Под справедливостью же он подразумевает следующее: “Мы еще в начале, когда основывали государство, установили, что делать это надо непременно во имя целого. Так вот это целое и есть справедливость или какая-то ее разновидность. Мы установили, что каждый отдельный человек должен заниматься чем-то одним из того, что нужно в государстве, и при том как раз тем, к чему он по своим природным задаткам больше всего способен”. Также Платон разделяет общество на социальные группы, которые присваиваются человеку при рождении, так что их можно даже отнести к своего рода кастам. Эти группы состоят из: философов, стражей, земледельцев и ремесленников.
Стоит отметить, что землевладельцы и ремесленники никогда не смогут выйти из своего положения, став, например, стражами или философами, но при этом стражи, в зависимости от исполнения своих обязанностей, могут двигаться по «социальной лестнице» либо вверх, став философами (при этом стражу необходимо дожить до пятидесяти лет или более), либо вниз, став ремесленниками или землевладельцами. Философы же должны будут рассуждать о государственном устройстве как таковом, занимая важные должности впоследствии и создавая законы, которые будут регулировать общественные отношения.
Однако, хочется заметить, что такая концепция сильно идеализирована и потому многие тонкости, касающиеся функционирования государства, попросту отсутствуют, ссылаясь лишь на весьма примитивные способы управления. А также, Платон в своих рассуждениях рассматривает в большинстве своём стражей и философов, затмевая значимость ремесленников, из-за чего они, если так можно выразиться, отходят на второй план. Но несмотря на такую простоту, эта мысль дала скачок в развитии социализма, именно поэтому в будущем многие социалисты отталкивались от платоновских теорий.
2. ИДЕИ СОЦИАЛИЗМА В ЕВРОПЕ
2.1. СОЦИАЛИЗМ ФУРЬЕ
Один из первых философов в Европе, заложивший основы «идеального» общественного устройства, был Франсуа Шарль Фурье. Его критика буржуазного общества и разочарование в Великой Французской Революции из-за отсутствия обещанной свободы и равенства, а также насильственный способ удержания власти, стали фундаментом для создания так называемого «утопического социализма».
Он выступал против насильственного свержения сложившегося государственного устройства, а также пропагандировал создание социалистического общества мирным путём.
Основываясь на уникальности каждого человека и исходя из того, что все свойства человеческого характера по-своему хороши, Фурье рисует картину будущего общественного строя. Основной ячейкой в нём является фаланга. Каждый член фаланги имеет право на труд. Добровольно руководствуясь влечением своих страстей, член фаланги вступает в те или иные производственные группы. Труд в фаланге является потребностью, предметом наслаждения для человека.
Эта теория послужила формированию социалистических идей в России. Одним из приверженцев стал Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский.
2.2. ТЕОРИЯ СОЦИАЛИЗМА В РАБОТАХ К.МАРКСА
Одним из самых важнейших основоположников-современников социалистического устройства государства, несомненно, является Карл Маркс. Его идеи впоследствии стали основой для создания таких теорий, как ленинизм, маоизм, титоизм, троцкизм, сталинизм и т.д… Марксизм ставит в приоритет свержение капиталистического строя путём революции, национализацию предприятий (а впоследствии их социализация) и достижения социального равенства.
Однако, социализм является в этой среде лишь переходным этапом к более идеальной системе – коммунизму, но при этом служит фундаментом для построения государства рабочих. Согласно работам Маркса, социализм возникает и утверждается не в результате стихийных процессов, а сознательно строится народными массами на основе познания и использования объективных законов его развития.
Стоит также отметить, что социализм не предусматривал тоталитарный или авторитарный режимы, а наоборот, являлся воплощением демократии. Наглядным примером можно взять теорию диктатуры пролетариата, основанная на самоуправлении небольших коллективных органов власти, называемых советами, в которую непосредственно рабочими избирались бы депутаты, фактически зависимые от них в плане ответственности за свои действия, и в любой момент они могут быть отозваны, а на их место поставят новоизбранного человека. И хотя этой идеи придерживались многие коммунистические и социалистические партии во всём мире, как такового «идеального» марксистского государства построить пока что не удалось.
3. РАССВЕТ РУССКОГО СОЦИАЛИЗМА
3.1. ИДЕИ БЕЛИНСКОГО В ЭПОХУ
НИКОЛАЯ ПЕРВОГО
Начало середины 19-го века России было ознаменовано восстанием декабристов (26 декабря 1825 года), одним из самых важных переломных моментов в истории развития социальных и демократических свобод. Особенность данного события заключалась в свержении монархии и установления конституционного демократического режима.
Причиной восстания являлось усиление цензуры, и, как казалось непосредственно самим декабристам, недостаточность внимания к проблемам общества и наличие крепостного права. Как известно, бунт был подавлен, но идея равенства и либерализма заложили основу формирования социалистических идей. Особенно это проявлялось среди студентов университетов и лицеев, интеллигенции, писателей и философов.
Наиболее важной личностью, которая внесла вклад в развитие социализма в Российской империи, являлся Виссарион Григорьевич Белинский. Он критиковал социальную несправедливость и самодержавие, для него были характерны лозунги против крепостного права и буржуазного общества. В своих работах он писал: «Не годится государству быть в руках капиталистов, а теперь прибавлю: горе государству, которое в руках капиталистов, это люди без патриотизма. Для них война или мир значит только возвышение и упадок фондов — далее этого они ничего не видят…».
Главной целью он ставил достижения прав для каждого гражданина, демократического государственного устройства и отмену сословий. Больше всего его привлекали именно идеи христианского социализма. «Не будет богатых, не будет бедных, ни царей и подданных, но будут братья, будут люди, и, по глаголу апостола Павла, Христос сдаст свою власть Отцу, а Отец-Разум снова воцарится, но уже в новом небе и над новою землею» - говорил он.
Прямых последователей, как таковых, у Белинского было мало, однако, большинство соглашалось с тезисами, которые он выдвигал. Но больше всего влияние, на его взгляд, могли оказать в народе только писатели. Он считал, что именно они являются теми, в которых общество видит «своих единственных вождей, защитников и спасителей от мрака самодержавия, православия и народности».
Впоследствии его идеи переняло немало людей, однако, в силу строгой цензуры, распространять их было категорически запрещено, из-за чего процесс формирования демократических и социалистических взглядов при Николае Первом сильно замедлился.
3.2. СОЦИАЛИЗМ СРЕДИ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ. КРУЖОК ПЕТРАШЕВЦЕВ
Главным сторонником идей свободы и демократии среди интеллигенции того времени был Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский. Его образование переводчика и работа на таможне для досмотра книг помогли ему составить свою собственную библиотеку, в которой было немало трудов по социализму.
Являясь знатным лицом и имея немало знакомств, многие известные люди стали постепенно приходить к нему по пятничным вечерам, чтобы читать запрещённую литературу. Чиновники, писатели, студенты, офицеры – многие из них изучали европейскую философию через Петрашевского. Постепенно эти люди образовали кружок совместно с Михаилом Васильевичем, названного его именем - кружок петрашевцев. Среди участников этого кружка были также и Фёдор Михайлович Достоевский и Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
Несмотря на то, что этот кружок была тайной группой, просуществовала она 4 года. В марте 1849 года её участников арестовали. Большинство было приговорено к смертной казни, однако, ей не было суждено сбыться.
3.3. ОБЩИННЫЙ СОЦИАЛИЗМ ГЕРЦЕНА
Ещё известным мыслителем России периода 19-го века можно назвать Александра Ивановича Герцена. Особенным являлось то, что он не относил себя ни к славянофилам, ни к западникам, хотя в большинстве своём относил себя именно к последней группе. Он являлся одним из самых радикально настроенных сторонников левого движения. Больше всего он вдохновлялся работами Гегеля и Сен-симона, проповедовавшие либерализм и демократию.
Александр Иванович также был непосредственным свидетелем революционных событий во Франции: свержение короля Луи-Филиппа, провозглашение республики, приход к власти последовательных выразителей интересов того класса, который он называл «мещанством» и который в действительности был буржуазией. Герцен приветствовал крушение старого порядка в Европе, гарантами которого он также считал и Николая I, но поняв, что простой народ продолжали ограничивать в правах и свободах, он сильно разочаровался в европейских революциях. Впоследствии он утвердился в представлении о противоположности путей развития России и Европы. Но потрясения, произошедшие в западных странах, стали для него основой создания своей собственной теории социализма, в которой он видел наиболее выгодный путь для российского государства.
Герцен считал, что русский народ больше всего близок к построению социалистического общества, поэтому создал свою теорию «Общинного социализма». Он говорил: «Я не вижу причин, почему Россия должна непременно претерпеть все фазы европейского развития, не вижу я также, почему цивилизация будущего должна непременно подчиняться тем же условиям существования, что и цивилизация прошлого». В этом утверждении суть герценовского «русского», или общинного, социализма. Для него крестьянская община была залогом нравственного здоровья русского народа и условием его великого будущего.
Он писал: «Мы русским социализмом называем тот социализм, который идет от земли и крестьянского быта, от фактического надела и существующего передела полей, от общинного владенья и общинного управления, — и идет вместе с работ — ничьей артелью навстречу той экономической справедливости, к которой стремится социализм вообще и которую подтверждает наука».
Он исходил из того, что общинные права не будут ограничивать права частных лиц. Герцен строил социальную утопию, это была разновидность европейского утопического сознания. Вместе с тем это была попытка разработать оригинальное социалистическое учение, основанное на абсолютизации исторических и социально-политических особенностей России. Со временем на основе построений Герцена развились теории русского, или общинного, социализма, которые стали сутью народнических воззрений.
С 1857 года Герцен начал издавать газету «Колокол», которая критиковала существовавшие в России порядки. Она была крайне популярна до отмены крепостного права (1861 г.), но после того, как Герцен поддержал восстание поляков в 1863 году, газету перестала читать и русская интеллигенция.
4. КАК МЕНЯЛАСЬ ПОЛИТИКА СОЦИАЛИЗМА ПРИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ.
4.1. ЛЕНИНСКИЙ ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ
Хотелось бы отметить, что в разные периоды существования СССР построение социализма имела свои отличия. Так, например, при Ленине в начале существования Советского Союза (тогдашнего РСФСР) в стране велась политика военного коммунизма в результате начавшейся гражданской войны. Она характеризовалась жёстким контролем государства над экономикой и обществом в целом.
Основные черты военного коммунизма включают:
1. Национализация промышленности. Все средства производства, включая фабрики, заводы и предприятия, были национализированы, то есть перешли во владение государства.
2. Распределение ресурсов. Военный коммунизм предполагал строгий контроль над распределением ресурсов, включая продукты питания, топливо и другие необходимые материалы.
3. Ограничение свободного предпринимательства. Военный коммунизм запрещал частную торговлю и свободное предпринимательство.
4. Принудительный труд. Рабочие и крестьяне были вынуждены работать на государственных предприятиях и фермах.
5. Централизованное управление экономикой. Государство контролировало все стороны экономической жизни страны, включая выделение ресурсов, установление цен и определение объемов производства.
Военный коммунизм был необходим для обеспечения выживания Советской России в условиях гражданской войны и внешних угроз. Однако, этот режим привел к серьезным экономическим трудностям и социальным проблемам, таким как голод, нехватка товаров и тяжелые условия жизни для большинства населения.
4.2. НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
В конечном итоге, в 1921 году, военный коммунизм был заменен Новой экономической политикой, которая предоставила больше свободы предпринимательства и улучшила экономическую ситуацию в стране. НЭП была создана с целью улучшения экономической ситуации в стране и обеспечения ее быстрого восстановления после разрушений, вызванных Гражданской войной.
Основные характеристики НЭПа включали:
1. Отмена продразверстки. Продразверстка - это система обязательных поставок зерна и других продуктов, которую ввели в период военного коммунизма. НЭП отменил продразверстку и заменил ее налогами.
2. Допуск к свободной торговле. В отличие от военного коммунизма, НЭП допускал частную торговлю и свободное предпринимательство.
3. Разрешение на частную собственность. НЭП позволил частной собственности на небольшие предприятия и фермы.
4. Развитие промышленности. НЭП стимулировал развитие промышленности путем улучшения инфраструктуры, установления новых фабрик и заводов и привлечения иностранного капитала.
5. Повышение жизненного уровня. Проводимая политика улучшила жизненный уровень населения, предоставив возможность совершать покупки на свободном рынке и получать более высокую зарплату.
НЭП дал хорошие результаты, приведя к экономическому восстановлению и улучшению жизни в Советской России. Однако, в конечном итоге, эта политика была заменена более жесткой экономической политикой, направленной на коллективизацию и промышленную мобилизацию страны, в рамках пятилеток.
4.3. СТАЛИНИЗМ И ПЯТИЛЕТНИЕ ПЛАНЫ
Приход к власти Сталина после смерти Ленина ознаменовал резкий курс на индустриализацию. Было принято решение в кратчайшие сроки догнать в промышленном плане многие развитые страны. Такая политика вошла в историю, как «сталинизм». Сталинизм характеризовался сильным контролем государства над экономикой, политикой, культурой и обществом в целом.
Основные черты сталинизма:
1. Централизация власти. Сталин консолидировал власть в своих руках, и управление государством стало полностью централизованным. Власть концентрировалась в руках генсека КПСС и его ближайшего окружения, а все сферы общества контролировались государством.
2. Командно-административное управление экономикой. Сталин принял решение о национализации всех средств производства и установил централизованное управление экономикой путем плановой экономики. Государство контролировало все стороны жизни страны, включая выделение ресурсов, установление цен и определение объемов производства.
3. Принудительная коллективизация. В рамках сталинизма была проведена масштабная коллективизация сельского хозяйства. Крестьянские хозяйства были объединены в колхозы, а земельные участки были национализированы. Эта политика привела к сокращению количества сельскохозяйственной продукции, массовому голоду и трагическим последствиям для многих сельских жителей.
4. Тотальный контроль и репрессии. Сталин установил тотальный контроль над обществом, создав секретную полицию (НКВД), которая проводила политические репрессии и кампании против "врагов народа". Это привело к массовым арестам, тюремным срокам, расстрелам, ссылкам и другим формам насилия против граждан.
5. Культ личности. Сталин стал объектом культа личности, который пронизывал все сферы общественной жизни.
Хотелось бы также отметить, что для быстрой индустриализации в 1928 году Сталин ввёл пятилетние планы, которые ускорили этот процесс. Эти планы были нацелены на модернизацию страны, а также на ускорение развития ее экономики.
Каждый пятилетний план содержал цели и задачи для всех секторов экономики - промышленности, сельского хозяйства, транспорта и строительства. Планы фиксировали задачи по производству товаров, количеству новых предприятий и заводов, улучшению инфраструктуры, повышению уровня жизни населения и другие аспекты экономического развития.
Для выполнения пятилетних планов были приняты решения о коллективизации сельского хозяйства, организации больших строительных проектов, таких как Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, расширении производства машин и оборудования, создании мощной обороны и т.д.
Пятилетние планы привели к значительному развитию экономики Советского Союза и увеличению промышленного производства, однако, реализация планов имела свою темную сторону, связанную с эксплуатацией рабочих, бедственными условиями труда и недостаточным учетом экономических реалий.
4.4. ХРУЩЁВСКАЯ «ОТТЕПЕЛЬ»
После смерти Сталина в 1953 году на смену ему пришёл Никита Сергеевич Хрущёв, начав своё правление с 20 съезда КПСС, в котором он осудил деятельность Сталина и его культ личности. Впоследствии он (Хрущёв) начал проводить политику «оттепели», когда произошло смягчение репрессивной политики, улучшение экономической и социальной ситуации в стране, а также развитие культуры и науки.
Одним из первых шагов в рамках Хрущевской оттепели было сокращение сроков арестов и реабилитация многих жертв сталинских репрессий. Также были смягчены ограничения на свободу слова и прессы, началась борьба с культом личности Сталина и его последствиями.
В экономике Хрущев провел ряд реформ, направленных на увеличение производительности и улучшение жизненного уровня населения. Были введены новые методы управления и планирования, в том числе развитие механизации в сельском хозяйстве и строительство новых жилых и промышленных объектов.
В культурной сфере произошли значительные изменения. Были сняты ограничения на публикацию произведений многих запрещенных авторов, начался расцвет литературы, кино и других форм искусства.
Хрущевская оттепель привела к значительным изменениям в обществе и открыла новые возможности для развития страны. Однако, после нескольких лет стабильности, в 1964 году Хрущев был отстранен от власти, и последовавший за этим период «застоя» привел к новым ограничениям во многих сферах жизни советского общества.
4.5. БРЕЖНЕВСКАЯ ЭПОХА «ЗАСТОЯ»
Как я писал ранее, после отстранения Хрущёва в 1964 году к власти в стране пришёл новый генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев. Особых изменений в политике при нём не проводилось, поэтому этот период назвали «застоем».
В экономике Брежневский застой был связан с сокращением инвестиций в промышленность и развитие технологий, увеличением бюрократии и ограничениями на предпринимательство. В результате этого снизился темп роста экономики, увеличилось количество браконьерства и теневой экономики, а также возникли проблемы с дефицитом товаров и услуг.
В политической сфере Брежневский застой характеризовался подавлением диссидентов и критиков режима, а также ограничениями на свободу слова и сбора. Несмотря на это, существовало некоторое смягчение в сравнении с предшествующим периодом Сталинского террора, и часть запрещенных произведений литературы и искусства была разрешена к публикации.
Социальная сфера также не претерпела существенных изменений в этот период. Были сделаны некоторые шаги в сторону улучшения жизненного уровня населения, но общественные проблемы, такие как недостаток жилья, низкая эффективность здравоохранения и образования, оставались нерешенными.
Брежневский застой продолжался до середины 1980-х годов, когда реформаторские идеи начали возрождаться в общественном сознании, а после смерти в 1982 году на смену ему пришёл сначала Юрий Владимирович Андропов, а затем и Константин Устинович Черненко, однако, они не успели внести свой вклад в развитие политики, так как довольно быстро скончались.
4.6. ГОРБАЧЁВСКАЯ «ПЕРЕСТРОЙКА»
Пришедший к власти в 1985 году Михаил Сергеевич Горбачёв имел либеральные и демократические взгляды по отношению к СССР, поэтому при нём впервые за долгое время появились выборы и непосредственная свобода слова. Он также проводил политику «перестройки». Её целью было улучшение экономической эффективности и социальной справедливости в стране.
В экономической сфере перестройка началась с проведения экспериментов в нескольких регионах, где были разрешены малый бизнес, кооперативы и другие формы предпринимательства. Эти меры привели к увеличению производительности труда и сокращению дефицита товаров, хотя в целом экономические результаты перестройки были неоднозначными.
В политической сфере перестройка характеризовалась гласностью (открытостью) и демократизацией. Горбачев убедился, что свободное слово и доступ к информации являются ключевыми аспектами процесса демократизации, и он поддерживал дискуссии о политических и социальных вопросах в СМИ и других общественных местах. Это привело к раскрытию многих секретов Советского Союза, которые были скрыты ранее, и раскрытию многих недостатков советской системы.
Политика социализма стала обретать демократические черты, однако, экономические внедрения стали катастрофическими. По итогу, в 1991 году СССР перестал существовать, а Горбачёв был отстранён от власти.
5. ВОЗМОЖНО ЛИ СЕГОДНЯ ВЕРНУТЬСЯ К ИДЕЕ ПОСТРОЕНИЯ СОЦИАЛИЗМА В РОССИИ?
На мой взгляд, возможно, однако, для этого нужно учитывать, хочет ли этого население страны. Я провёл опрос среди 43-х человек возрастом от 40 до 70 лет, задав каждому один и тот же вопрос: как вы относитесь к социализму?
Результаты представлены ниже на диаграмме:
Как мы можем наблюдать из опроса, большинство положительно относится к социализму, при этом многие из них выделяли такие качества, как:
1. Равенство;
2. Обеспечение социальной защиты;
3. Стабильная зарплата;
4. Бесплатное образование и медицина;
5. Возможность гарантировано устроиться на работу;
Среди тех, кто относится отрицательно к социализму, выделяют несколько причин такого отношения:
1. Отсутствие свободы слова;
2. Невозможность участия в коммерческой деятельности;
3. Дефицит товаров и ограниченность выбора;
4. Закрытость границ и невозможность путешествовать по миру.
Также я провёл исследование в области выборов в Государственную Думу и президенты России и выявил, что на протяжении продолжительного времени КПРФ (являющаяся преемницей социализма) набирала вторые места, о чём говорит статистика. Ниже приведены в качестве примера результаты выборов в Гос.Думу в 2021 году:
1. «Единая Россия» набирает 49,82% голосов;
2. КПРФ — 18,93%;
3. ЛДПР — 7,55%;
4. «Справедливая Россия — Патриоты — За правду» — 7,46%;
5. «Новые люди» - 5,32%;
Выборы президента России за 2018 год:
1. Владимир Путин (самовыдвиженец) – 56 430 712 (76,69%)
2. Павел Грудинин (выдвинут КПРФ) – 8 659 206 (11,77%)
3. Владимир Жириновский (ЛДПР) - 4 154 985 (5,65%)
ВЫВОД:
В заключение хочу сказать, что на сегодняшний день пойти по социалистическому пути маловероятно. Во-первых, потому, что в соответствии с 13-ой статьёй Конституции в нашей стране:
1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.
Таким образом, политическим путём прийти к социализму будет сложно, так как тогда придётся нарушить Конституцию, что может грозить уголовной ответственностью. Во-вторых, если попытаться установить социалистическое государство путём переворота или революции, то это может повлечь за собой непредсказуемые последствия, такие, как дестабилизация положения страны, возможное начало новой гражданской войны, кризис и отставание в развитии от других стран. Я считаю, что полный переход к социализму не нужен, однако, брать некоторые идеи и внедрять их в экономику и политику нашего государства необходимо, так как они помогают нашему государству поддерживать слабо защищённые слои населения, тем самым не допуская высоких уровней бедности и безработицы, а также увеличивая продолжительность жизни и образованность среди населения благодаря бесплатной медицине и образованию. Однако, даже если и получится создать новое государство в России, то новый социализм будет строиться на современной технической основе, а потому будет выглядеть совершенно иначе, не так, как социализм советского образца. На сегодняшний день, в условиях антироссийских санкций, социалистическая экономика могла быть актуальна для развития многих сфер промышленности и повышения качества жизни в России, обеспечив создание достаточно мощные производственные силы. А также культурные аспекты социализма могли бы сформировать в обществе патриотизм и гордость за страну, как это было в СССР.
Список литературы:
1.Платон «Государство»;
2.Милов Л.В. «Зарождение «русского социализма»»;
3.К.Маркс «Манифест Коммунистической партии;
4. П.Кеннеди "Взлёты и падения великих держав";
5.К.Маркс «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 годы»;