- Много вчера народа было в церкви?- интересуется Галина, наша магазинерка.
- Много,- говорю я,- Человек сто, наверное.
- Хорошо, традиция сохраняется ,- кивает Галина.
Сама она на пасхальной службе не была, да это и понятно. Отстояла за прилавком часов 14, не меньше, ещё и к полуночи в церковь идти уже просто сил нет. По праздникам в селе всегда большой наплыв приезжих, покупатели идут один за другим, так что сейчас у Галины очень напряжённое время.
Показываю ей фотографии, которые сделала вчера, и обещаю выложить их потом на Фейсбуке. Видео я тоже пыталась снять, но оно вообще не получилось. Да и фотографии не ахти, снимала в темноте телефоном.
Пандемия закончилась, ограничений нет, и теперь снова сельские праздники стали многолюдными. Их участники- в основном молодёжь. Приезжают, чтобы потусоваться, пообщаться и, конечно, навестить родню.
А посещение храма и участие в крестном ходе- это, конечно, дань традиции.
Служителка в нашей церкви- Марина из Рязани, она себя называет ключарницей. Священник о. Иван- один на всю общину, в которую входит около 30 сёл, так что в нашей церкви он появляется редко. Марина открывает и закрывает храм, следит за порядком, продаёт свечи. Вместе с мужем Владимиром они ухаживают и за прицерковной территорией- косят газон, подстригают кустарники, пропалывают клумбы и так далее.
Володя ещё звонит в колокол. Он в прошлом мастер спорта по лёгкой атлетике и подъём на колокольню для него труда не составляет. Я как-то лазала на эту колокольню, ступеньки там крутые, так потом у меня мышцы ног сутки побаливали.
За эту работу кметство платит Марине какие- то сугубо символические деньги, помнится, меньше ста левов в месяц, но работают они с Владимиром, конечно, не ради этой суммы. Просто для души.
То, что наш сельский храм относится к Болгарской православной церкви, Марину и Володю не смущает.
То, что Марина и Володя русские, тоже никого не смущает. Вера одна, а остальное- не существенно.
Отличия в обрядах, конечно, есть. Например, никто не приносит в церковь для освящения куличи ( здесь они называются козунаки). Разумеется, и козунаки, и крашеные яйца- всё это имеется, но дома. Ещё запечённый ягнёнок ( агнешко)- непременный атрибут пасхального стола.
А главное- пасхальная служба и крестный ход проходят практически в полной тишине, без возгласов и песнопений. Люди приходят, покупают свечи, ставят за здравие или упокой своих близких, а после полуночи, когда пробьёт колокол, с горящими свечами в руках трижды обходят храм. Всё это молча, лишь изредка переговариваясь шёпотом при необходимости.
В этой тишине и колышущихся огоньках свечей в руках движущейся процессии есть даже что- то таинственное и конспиративное.
Вчера вечером обошлось без дождя, хотя звёзд не было видно, небо затянуло тучами. Так что после церкви люди постарше стали расходиться по домам, а молодёжь направилась в центр, чтобы ещё посидеть - повеселиться в местном кафе.
Дождь начался только к утру и перешёл в сумасшедший ливень.
Завтра последний праздничный день и гости села начнут разъезжаться.
Теперь все съедутся только в июне, на День села. "Събор" по-болгарски.
Събор- это обязательно.