Найти тему
Ольга Шадрина

Алтай. К вопросу о наболевшем

В очередной раз, листая книгу «Сказание о Земле Улаганской», я обратила внимание на фотографию, которую уже видела.

На ней изображена довольно молодая женщина на лошади.

Но не она оказалась в центре моего внимания.

В центре моего внимания оказалось то, что фотограф и не видел, делая этот снимок.

Меня потрясли скалы, что были за спиной всадницы.

Фото из издания "Сказание о Земле Улаганской"
Фото из издания "Сказание о Земле Улаганской"

Они – скалы были все исписаны фамилиями тех, кто там проезжал или проходил. Надписи сделаны печатными русскими буквами. Фамилии в основном местного населения. Их и сейчас можно разобрать.

Скорее всего, эти скалы у реки. Видны под копытами лошади ледяные глыбы.

У фотографии есть подпись: «На пути к скотоводческой стоянке».

По всей видимости, на фотографии показана ветеринар. Но установить год создания фотографии мне не удалось.

В дореволюционное время ветеринарной службы в ныне Улаганском районе не было как таковой. Заболевших животных местные скотоводы лечили, опираясь на многовековой опыт своих предков. Пользовались помощью шаманов и самобытных лекарей-коновалов.

После гражданской войны с установлением советской власти наряду с вопросами организации коллективных хозяйств решался вопрос создания аймачной ветеринарной службы.

В 1928 году на базе приграничного с Монголией и Тувой Кош-Агачского охранно-карантинного ветеринарного пункта в районе создается ветеринарная служба. В штатную структуру образованной аймачной ветслужбы входили: ветврач, фельдшер и три санитара-милиционера. Имелся один аптечный пункт, который обслуживал в то время все населенные пункты в радиусе двухсот километров.

В зоне ответственности 5 человек находилось 820 хозяйств. (11 русских и 809 теленгитских семей). Общее поголовье скота составляло 39 232 единицы. Из них – 639 лошадей, 9771 корова, 175 яков, 18 маралов, 23 152 головы мелкого рогатого скота и 4 свиноматки.

Ветеринаров в те времена готовили в селе Кызыл-Озек, где на краткосрочных курсах лечебному делу обучались направленные из колхозов юноши и девушки.

Ветеринарам приходилось круглый год совершать обходы и объезды животноводческих стоянок, проводить профилактические и лечебные процедуры, составлять письменные акты по списанию павших животных.

Автомобилей в то время не было, для поездок в каждом хозяйстве в конюшнях содержали верховых коней.

В 1970 – е годы ветучасткам был предоставлен спецавтомобиль ДУК (дезинфицирующая установка Комарова) для обработки загонов и кошар на стоянках.

Известно, что в числе работавших в 1930-х годах были Митронин и Касаткина Фаина - может она на фото?

Да, для фотографа очень важно, делая снимок на природе, следить за задним и средним планами. Но, видимо, фотограф и не задумался над тем, что снимал женщину-ветврача на фоне исписанных скал.

Из чего можно сделать вывод, что ранее,

во-первых, «писанина» на скалах не была невежеством.

Во-вторых, дело было обычным: проехал – оставь подпись.

В-третьих, о природной эстетичности в те времена никто не думал, «выжить бы».

Здесь хочу заметить, что надписи, сделанные местными жителями вполне обычное дело.

Я их видела там, куда никакой турист еще не дошел: в Чепошенской пещере-арке, в пещерах горы Куйлю, на скалах Санкова поля и т. д.

Удивительно, но есть начертания имен ученых на петроглифических памятниках.

Здесь хочу отметить, что традиция оставлять свою фамилию там, где ты побывал, прослеживается и при «покорении» горных вершин.

Оставляют свои имена и в музеях – в книгах отзывов.

Если покопаться, то можно в связи с этим привести еще примеры.

Осталась найти ту грань, где надписи будут «хламом», а не памятной надписью….

А вы как думаете?

Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина. Фото из издания

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц