Найти тему
Электрогазета

Уфимские зрители по достоинству оценили мастерство вахтанговцев

Вахтанговцы выступали перед уфимскими зрителями с 8 по 13 апреля. Известные постановки прошли на сценах Государственного академического русского драматического театра РБ и Уфимского государственного татарского театра «Нур». В русском драматическом театре были показаны спектакли «Война и мир», «Мадемуазель Нитуш» и «Ветер шумит в тополях». На сцене татарского театра «Нур» были даны «Генерал и его семья», «Ромул Великий» и «Наш класс».

10 и 11 апреля на сцене Русского драматического театра зрители увидели спектакль «Мадемуазель Нитуш» в постановке заслуженного деятеля искусств России Владимира Иванова. Это оперетта, которая по своей структуре близка водевилю. А водевиль — это прекрасно! Это восхитительная музыка, зажигательные танцы, искрометные шутки и нелепые ситуации. Это непреодолимые, на первый взгляд, препятствия, которые неожиданно легко преодолеваются. Это потрясающе красивые костюмы. И, конечно, любовь, любовь, любовь.

Сюжет построен на противоречиях — богопослушный хормейстер Селестен, он же Флоридор, занимается в монастырском пансионе с ученицами, но одновременно пишет музыку для водевилей. Ученица монастырского пансиона Дениза усердно изучает церковные хоралы, но при этом мечтает стать актрисой и знает наизусть новую оперетту Флоридора.

Ну и, безусловно, в стремительно развивающемся действии каждый приходит к своей мечте, а по пути встречает свою любовь. И другие герои тоже чудесным образом находят свои половинки и обретают счастье.

Композитор Флоримон Эрве написал «Мадемуазель Нитуш» в 1882-1883 годах в Париже. И писал он о себе и о своей молодости, когда он, совсем ещё молодой человек, играл хоралы во время богослужения, а потом торопился к актрисам водевилей, чтобы аккомпанировать их фривольным песенкам.

Жанр спектакля обозначен как «фантазия по мотивам оперетты Эрве». И действительно, артисты проявляют по ходу действия много фантазии, но как без неё обойтись, если либретто написано 140 лет назад? Мир за последние полтора века слегка изменился. И чтобы зритель комфортно чувствовал себя во временных реалиях, артисты вахтанговского театра периодически напевают современные мелодии или, к примеру, обыгрывают использование автоматического оружия, появившегося 80 лет назад. Всё это блестяще исполняется, артисты импровизируют, или кажется, что они импровизируют. Разумеется, упоминают, что уфимские зрители — лучшие зрители в мире.

Народная артистка России Мария Аронова, исполняющая роль начальницы монастырского пансиона, является украшением спектакля.

Её шутки вызывали общий смех в зале, а когда она неожиданно села на шпагат, то сорвала искренние аплодисменты зрителей. И ей пришлось повторить это гимнастическое упражнение на бис. В соответствии с ролью Мария Аронова периодически обращается к Богу. В один из напряженных моментов она патетически вопрошает: «За что мне это, Господи?» И добавляет: «Такие длинные спектакли играть». И снова зрители смеются.

Блестяще играет роль Флоридора Алексей Петров. По сюжету это самый комичный персонаж, которому приходится выпутываться из различных передряг. Пантомима, куплеты, переодевания, страдания и триумф — это всё о нём.

Покорили зал изящные, легкие, поющие и танцующие Елизавета Палкина, играющая Денизу, и Анна Антонова, исполняющая роль опереточной примадонны Коринн.

Бравые драгуны, роли которых исполнили Артур Иванов и Дмитрий Соломыкин, тоже заслужили немало аплодисментов.

Аншлаг, приставные стулья в партере и даже на балконе говорят о большом интересе уфимских зрителей к вахтанговским постановкам.

К слову, артисты театра имени Евгения Вахтангова уже не первый раз приезжают в Уфу. Например, в 2016 году в рамках гастролей Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова у уфимцев была возможность не только побывать на спектаклях, но пообщаться на творческих встречах с ведущими актерами театра — Василием Лановым и Евгением Князевым.

Что касается программы «Большие гастроли», которая реализуется в России с 2014 года в рамках Всероссийского гастрольно-концертного плана Министерства культуры РФ, то благодаря ей зрители знакомятся с лучшими постановками российских и русских зарубежных театров. Организуются масштабные выезды театров с основным актерским составом, с полноценными декорациями и костюмами. Спектакли предназначены для самой широкой аудитории.