В этом году Литва снизила квоты на железнодорожный транзит грузов в Калининградскую область. В то же время власти региона заявляют, что объемные грузы сейчас занимают места на паромах, и на фоне нехватки мощностей для провоза накатной техники намерены заниматься переориентацией «в ручном режиме». С паромов на железную дорогу решили снова перенаправить в том числе цемент и металлопрокат. «Новый Калининград» рассказывает, как эту идею воспринял бизнес.
«Цемрос» перешел на железную дорогу
«Мы видим, что очень большое количество грузов, которое есть в квотах по наземной перевозке, занимают места на паромах. И сейчас ведем работу с тем, чтобы переместить эти грузы всё-таки на железную дорогу и освободить тем самым провозные мощности на судах», — заявил в конце марта губернатор Антон Алиханов. Глава региона уточнил, что речь идет о цементе, нефтепродуктах и других «объемных грузах». В начале апреля Алиханов поручил «в ручном режиме» переставлять грузы с паромов на другие возможные виды транспорта.
Литва в этом году существенно снизила квоту на перевозку грузов через свою территорию в Калининградскую область и обратно. Если в 2022 году разрешалось провезти 3,1 млн тонн продукции, то 2023-м объем снизили на 7% — до 2,89 млн тонн. В частности, в Калининградскую область разрешено перевезти через Литву до 2,47 млн тонн товаров, из региона в «большую» Россию — до 420 тысяч тонн.
Снижение квоты объяснили тем, что в прошлом году было перевезено существенно меньше разрешенного объема грузов. Региональные власти это не отрицают. По словам министра развития инфраструктуры Калининградской области Евгении Кукушкиной, квоты, установленные Литвой, были выбраны лишь на 34%. Чиновник выразила опасения, что с учетом такой тенденции квоты на 2024 год могут быть снижены еще больше.
По цементу в этом году Литва установила лимит в 239 тысяч тонн. Глава областного Минстроя Сергей Черномаз назвал ее «достаточной». «У нас есть механизм по субсидированию морской перевозки по цементу. В прошлом году мы его обкатали. <...> Поэтому, если будет дополнительный запрос, цементом мы будем обеспечены 100%», — пояснил чиновник.
В холдинге «Цемрос» (бывший «Евроцемент»), который является основным поставщиком цемента в Калининградскую область, сообщили в ответ на запрос «Нового Калининграда», что с начала года поставили в регион 82,9 тысячи тонн готовой продукции, то есть примерно 35% от установленной Литвой квоты. Большую часть грузов производитель перевозит по железной дороге. В компании заверяют, что при необходимости скорректируют логистические цепочки и увеличат поставки по морю.
«Совместно с правительством Калининградской области мы приняли решение о поставках цемента в регион железнодорожным транспортом. Благодаря этому власти смогут переориентировать поставку необходимой для региона продукции на морские перевозки. По факту исчерпания квоты на транзитную перевозку дальнейшие поставки цемента спланируем по морю, чтобы обеспечить 100% потребности региона в готовой продукции», — отметил директор по закупкам и логистике компании «Цемрос» Денис Назаров. О каких-либо проблемах с поставками продукции в регион в холдинге не сообщают.
Владелец компании «Томас Бетон» — крупнейшего производителя бетона в Калининградской области — Игорь Плешков отметил в беседе с «Новым Калининградом», что сейчас проблем с поставками цемента в регион не наблюдается, но и большого количества заказов тоже нет. В течение года ситуация, по мнению бизнесмена, может измениться.
Вместе с тем «Цемрос» в январе заявлял о подорожании доставки цемента в Калининградскую область на 20% в связи с индексацией тарифов на перевозки по железной дороге. «Также для цементников выросли цены на сопутствующие товары, в частности уголь и газ. Все это неизбежно скажется на себестоимости цемента и зеркально повысит издержки производителей и покупателей», — проинформировали в компании.
Металлообработчики предупреждают о рисках переориентации
В конце марта об «ударе» по себестоимости материалов для калининградцев предупредили также металлообработчики. Это связано с тем, что поставщики опасаются «космических» трат из-за простоев на территории Литвы. «Сейчас основные российские производители металла предлагают местным металлотрейдерам заключать допсоглашения и брать все эти риски себе в затраты. Для калининградцев это серьезный удар по себестоимости стройматериалов», — сообщил глава «Балтийского металлообрабатывающего кластера» Олег Чернов.
По мнению предпринимателя, власти должны взять на себя координацию всей логистики региона и «определить внятные правила логистической „игры“», что позволило бы «устранить постоянные „метания“ от поставок морем к железнодорожной перевозке и обратно».
«Сейчас мы наблюдаем рынок в чистом виде: есть квоты на ж/д перевозку — поставщики устремились на железную дорогу. К середине года квоты будут исчерпаны — вновь переключатся на море. Но будет ли нас там ждать частный судовладелец, который в конце 2022 года все-таки поддался уговорам и решил поставить свои суда на Балтике под перевозку цемента и металла? Думаю, что не получив в январе ни одной тонны заказа и, как следствие, прибыли, он благополучно перебросит суда на более стабильные маршруты. А мы вновь будем взывать к федеральному центру и просить его обеспечить нас паромами», — приводит мнение Чернова «Балтийский металлообрабатывающий кластер».
Опасения по поводу дальнейших перевозок объемных грузов морем подтверждаются заявлением представителя компании «Северное морское пароходство» на заседании транспортного комитета Калининградской торгово-промышленной палаты. По его словам, в начале года организация, чьи суда работают на линии Санкт-Петербург — Калининград, понесла убытки из-за того, что, после призывов областных властей направила на калининградскую морскую линию три судна для перевозки цемента, но они оказались не востребованы из-за переориентации на железную дорогу.
Федеральный центр оставил решение логистических проблем Калининградской области региональным властям. Поставок дополнительных судов Минтранс РФ региону не обещает. «В настоящее время планы по перевозкам грузов формируются региональным оперативным штабом по обеспечению транспортной доступности. Деятельность штаба координируется администрацией Калининградской области», — сообщили в ведомстве в апреле.
Текст: Елена Калугина. Фото: Виталий Невар / Новый Калининград