Дизартрия – это тема, чаще всего, неврологов и логопедов. Почему, будучи психологом и педагогом, пишу о ней я? Наверное, для того, чтобы поделиться своим опытом. Когда сыну было 6 лет, мне пришлось очень близко познакомиться с этим «зверем». Но все по порядку.
Было раннее утро, на улице моросил дождик. Разбудив сына, я стала собирать документы в детскую поликлинику для прохождения медицинского осмотра. Сегодня мы шли к невропатологу. Пришлось ждать несколько месяцев, чтобы попасть на прием. Приехала за несколько минут до начала, но врача не было.
Ждали более 30 минут, когда придет врач. Ребенок устал, хотел кушать. В это время пошел снег (март месяц), поднялся ветер. Ребенок себя плохо почувствовал.
Наконец- то пришел врач. Это была молодая женщина-мусульманка. Она стала расспрашивать сына о его возрасте и имени.
И вот тут я впервые испугалась – ребенок молчал, он пытался ответить, хватал воздух ртом, но не мог вымолвить ни слова. Такого раньше не было.
Врач все поняла, меня она загрузила заполнением документов. А сама начала проводить диагностику ребенку. В результате нам поставили стертую форму дизартрии и дали направление в детскую больницу в неврологическое отделение на дневной стационар.
В больницу мы попали только в мае месяце, когда сдали все анализы и прошли обследования. Сыну назначили массаж на спину, электрофорез и медикаментозное лечение, посещение психолога, работу с логопедом. ЛФК нам заменило плавание (ребенок уже 2 года занимался в бассейне).
Лечение ребенку пошло на пользу, мышцы расслабились, ему стало легче говорить. Чтобы развить правильное дыхание я записала ребенка на вокал. Логопед одобрил наше решение. С преподавателем вокала мы обсудили наш запрос – нам не нужно было красиво петь и участвовать в конкурсах, нам нужно было правильное дыхание. Но через несколько занятий выяснилось, что у сына хорошие вокальные данные и нам предложили участвовать в конкурсах. Мы отказались, чтобы не перенапрягать нервную систему.
Ребенку очень нравилось заниматься плаванием, вокалом, ему были интересны занятия с логопедом. Наша неделя была очень насыщенной. Помогала бабушка, иначе я бы не справилась.
Наш курс у логопеда уложился в 8 месяцев по 3 занятия в неделю. Вокалом и плаванием мы продолжили заниматься дальше.
Результаты оказались хорошими – дизартрию нам сняли. Дисграфия и дислексия не проявились, когда мы пошли в школу. Логопед проводила профилактику по этим направлениям.
Я очень довольна тем, что вовремя распознали и провели лечение данного заболевания.
За это время я прочитала кучу литературы про дизартрию.
Прежде всего, я выяснила, что Дизартрия - это нарушение речи, вызванное поражением нервной системы. Сказать, что от прочитанного я расстроилась – это ничего не сказать. Я стала «копать» дальше, выискивать причины и то, как устранить последствия.
Я вспомнила, что ребенок не любил рисовать, т.к. не мог удерживать карандаш, отказывался делать аппликации – были трудности с вырезанием картинок (не мог правильно держать ножницы). Мы все это преодолевали постепенно в возрасте 3-4 лет. В то время я водила его на занятия в Центр развития ребенка Fastrackids, где он общался с другими детишками.
Напрашивается вопрос – почему же так поздно распознали этот диагноз?
До момента посещения невропатолога дизартрия не проявляла себя никак. Мы регулярно проходили все медицинские осмотры. Ребенок нормально развивался и говорил, читал.
Возможно, что повлияла операция по удалению аденоидов под общим наркозом, проведенная за год до этого. Эта операция не является причиной, но она могла спровоцировать и ухудшить состояние, которое ребенок перенес внутриутробно.
Во время беременности, особенно во второй половине, я страдала отеками и повышенным давлением. Что и вызвало гипоксию плода и такие последствия.
Дизартрия в нашем случае оказалась последствием моего позднего токсикоза. Проявилась она у нас в стертой форме.
Более подробно на всех видах дизартрии я остановлюсь в своих следующих работах. А так же расскажу о том, к чему может привести дизартрия.